Avto-mpad.ru

Что такое кулиса в коробке передач

Установка короткоходной кулисы на ваз 2114 и на классику

Автомобиль скомпонован очень плотно, и свободное место найти в подкапотном пространстве крайне затруднительно. Поэтому детали управления какими-либо узлами порой располагаются на значительном удалении от самого механизма. Все сказанное в полной мере относится к КПП, в которой саму коробку и рычаг переключения передач (РПП) связывает специальная деталь, называемая кулиса. Одним из недостатков ВАЗ, как на переднеприводных 2110, 2112, 2115, 2114, так и на классике, является неудобство смены передач. Этот недостаток устраняет короткоходная кулиса.

На фото показано, как это выглядит на автомобиле.

Что такое короткоходная кулиса КПП

Здесь надо пояснить, в чем заключается неудобство. Чаще всего оно затрагивает владельцев ВАЗ с механической КПП – не только старых моделей 2107, 2106, 2108, 2109, но и более современных 2110, 2112, 2115, 2114. А заключается оно в слишком большом времени, затрачиваемом на переключение передач, и необходимости повышенного усилия для их фиксации. Причиной этого является неоптимальная форма кулисы, из-за чего и возникают подобные неудобства.

Первыми с ними столкнулись автогонщики, у них от времени переключения передач зависит многое, и его стараются минимизировать. Вот ими и была впервые использована короткоходная кулиса (КК), позволяющая обойти этот недостаток. А потом подобное новшество перешло и на обычные машины. Для лучшего понимания предмета обсуждения, на фото показана подобная деталь для переключения КПП автомобиля ВАЗ 2108.

Плюсы и минусы короткоходной кулисы

Прежде чем рассматривать, как сделать короткоходную кулису своими руками, давайте подведем некоторый итог ранее сказанному и определимся, какие плюсы и минусы это дает. Чаще всего подобная замена проводится на любых автомобилях ВАЗ (например, 2110, 2112, 2115, 2114 и 2107, 2106, 2108, 2109), положительным эффектом считается:

  • уменьшение ходов (расстояний на перемещение РПП) при переключении КПП;
  • более четкая фиксация передач (за счет увеличения усилия их включения);
  • исключение люфта и дребезга РПП.

Однако не все так хорошо, некоторые специалисты считают, что установка короткоходной кулисы вызывает отказ синхронизаторов за счет повышенного усилия при переключении.

Короткоходная кулиса своими руками

Кулиса короткоходная на классику

Для изготовления в этом случае потребуется:

  1. кусок трубы диаметром пятнадцать миллиметров;
  2. гайка от классической шаровой;
  3. РПП от 2108;
  4. ремкомплект кулисы 2108 (ось и две втулки);
  5. карданчик от рулевого механизма 2104, 2105 или 2107.

Работы выполняются следующим образом:

  • От РПП отрезается шарик снизу;
  • Подпиливается нижняя часть таким образом, чтобы в нее можно было вставить трубу, и обваривается;
  • Приваривается гайка к трубе снизу;
  • Размещается шаровая в удобном месте;
  • Крепится карданчик к рычажку КПП.

Описанный процесс поясняют приведенные фотографии:

Короткоходная кулиса ВАЗ 2109

Одной из основных деталей будет карданчик от Калины, позволяющий избежать люфта рычага.

Далее надо выполнить доработку, как показано на фотографиях:

Затем ввариваются два куска металла

После окончания работ надо зачистить все швы и покрасить в нужный цвет.

Короткоходная кулиса, устанавливаемая своими руками на многих моделях автомобилей ВАЗ, имеет свои минусы и плюсы, но зато позволяет сократить время переключения передач и облегчает управление машиной. Делать ее или нет – это личный выбор каждого, но нельзя отрицать, что такая доработка многими воспринимается как нужная и полезная.
” alt=””>

Установка короткоходной кулисы

Несмотря на большой труд инженеров, которые разрабатывают узлы и агрегаты для современных транспортных средств, автолюбители постоянно находят те из них, которые можно улучшить. Самостоятельному тюнингу подвергаются даже те узлы или агрегаты, которые изначально скомпонованы невероятно плотно, к примеру, коробка передач. Тем не менее, даже в ней находится, что поменять своими руками. Но справедливости ради стоит отметить, что даже в современных моделях автомобилей некоторых производителей имеется достаточно заметная недоработка – слишком большой свободный ход рычага перемены передач.

Этот момент существенно увеличивает время, требующееся на включение нужной передачи, и требует от водителя совершать больше движений. Если на транспорте «гражданского» назначения с подобной ситуацией большинство водителей вынуждены мириться, то на спортивных автомобилях этот недостаток, как правило, устраняется в обязательном порядке. Для этого водители предпочитают устанавливать вместо штатной кулисы, короткоходную, т. е. искусственно укороченную, что делает ход рычага намного меньше.

Что такое кулиса и зачем она в КПП

Кулиса представляет собой специальный рычаг, благодаря которому усилие человека, переключающего передачу, поступает от рычага к карданному валу. Она является неотъемлемой частью как механической, так и автоматической коробки. Стандартная кулиса, которая устанавливается на заводе-изготовителе отличается достаточной длиной, поэтому для переключения передачи требуется большая амплитуда. Для многих водителей это оказывается не очень удобно, особенно для тех, кто предпочитает спортивный тип езды, и автомобили отличаются высокой мощностью.

Читать еще:  Не работают дворники нексия причина

Короткоходная кулиса уже давно использовалась на автомобилях спортивного предназначения, и сейчас потеряла прерогативу быть использованной лишь в спорткарах – все большее количество автовладельцев стараются ее установить на свои машины. Она имеет совершенно иные углы изгиба, что позволяет уменьшить ход рычага и ускорить включение нужной передачи. Помимо скорости, автовладельцы, заменившие стандартный вариант на короткоходный, отмечают и увеличившуюся четкость включения нужной передачи.

Если не брать в расчет дорогие иномарки, продукция отечественного автопрома в последнее время достаточно серьезно «подтянулась» по качеству. Но несмотря на то, что последние модели ВАЗ отличают неплохие характеристики подвески и самого двигателя, при эксплуатации на разбитом дорожном покрытии коробка передач оказывается под ударом прежде всего. Связано это с тем, что она является предельно нагруженным и задействованным динамическим комплексом автомобиля. Поэтому уже через сравнительно небольшой промежуток времени, рычаг перемены передач в салоне начинает очень сильно вибрировать.

Преимущества и недостатки короткоходной кулисы

Сразу стоит оговориться, что, если короткоходная кулиса устанавливается непосредственно производителем, проводить какие-либо аналогии с самостоятельным тюнингом неразумно. Поэтому все преимущества следует рассматривать только по сравнению со стандартным автомобилем той же модели. Прежде чем заняться изготовлением или установкой готовой короткоходной кулисы на свой автомобиль следует тщательно взвесить все за и против такой модернизации.

К очевидным преимуществам укороченного варианта кулисы можно отнести следующие моменты:

  • выраженное уменьшение рабочих ходов при смене текущей передачи;
  • четкая фиксация каждой из них, что связано с увеличенным усилием, требующимся для включения;
  • после установки короткоходной кулисы полностью пропадает люфт и дребезжание рычага перемены передач в салоне.

Многие приверженцы спортивного стиля езды, которые уже установили на свои автомобили короткоходную кулису, полностью уверены в том, что отрицательных сторон в таком шаге нет. На самом деле вопрос этот не столь однозначен, как может показаться. Некоторые специалисты считают, что короткоходная кулиса приводит к быстрому отказу синхронизаторов, которые не рассчитаны на повышенные усилия, которые приходится прикладывать для смены передачи. Других негативных моментов специалисты не отмечают, и, если короткоходная кулиса установлена правильно, их действительно нет.

Возможно ли самостоятельное изготовление короткоходной кулисы

Несмотря на то, что стоимость короткоходной кулисы не так велика, многие предпочитают изготавливать и устанавливать ее своими руками, что сделать, в общем, не так и сложно. Для выполнения работы потребуется совсем немного:

  • отрезок трубы, имеющий диаметр ровно 15 мм;
  • рукоятка переключения передач от того авто, для которого изготавливается кулиса;
  • шаровая гайка;
  • ремнабор кулисы с осью и втулкой;
  • кардан от рулевого механизма.

Сама работа по изготовлению короткоходной кулисы занимает примерно два часа. Шар от рычага переключения передач отрезается, нижний край его корректируется таким образом, чтобы можно было установить трубу, которую придется качественно обварить. На нижний край трубы приваривается гайка, устанавливается шаровая. После этого кардан можно монтировать к рычагу КПП.

Возможно кому-то весь процесс покажется несколько затруднительным, но, если он будет проходить под «присмотром» опытного механика/автослесаря, успех начинания гарантирован. Существует возможность превратить штатную кулису автомобиля в короткоходную без необходимости ее демонтажа. Для этого потребуется поднять крепеж той «железки», которая отходит от КПП к самому рычагу переключения. Нельзя сказать, что эта процедура сделает переключение передач по-настоящему спортивным, но свободный ход рычага будет несколько уменьшен.

Сложно ли самостоятельно поменять кулису

Для того, чтобы короткоходная кулиса позволила почувствовать всю прелесть отсутствия люфта и вибрации в рычаге, она должна быть установлена правильно. Если монтаж проводится в условиях автосервиса, можно не беспокоиться, но при самостоятельной замене следует отнестись к этому со всей ответственностью. Вся процедура напоминает замену сальника кулисы – с такой операцией сталкивается практически половина автовладельцев. О необходимости замены сальника весьма красноречиво говорит характерный хруст, постоянно присутствующий во время переключения скоростей.

Если разобрать процесс самостоятельного монтажа короткоходной кулисы более подробно, то можно выделить следующие основные этапы работ.

  1. Снимается салонный чехол рычага вместе с рукоятью простым резким рывком вверх.
  2. Ключом на 13 ослабляется хомут и снимается тяга рычага с карданного вала.
  3. Освобождается шарик блокировки включения задней скорости, для чего потребуется снять блокирующее его кольцо.
  4. Снимается стопорное кольцо и рычаг вместе с шариком и пружинкой, расположенных в отдельном корпусе.
  5. Теперь можно будет извлечь рычаг вместе с тягой через салон. При необходимости их можно предварительно разъединить.
  6. Далее снимается кардан, с которого предварительно стягивается пыльник и откручивается болт, расположенный с левой стороны.
  7. Новый кардан смазывается литолом, при затягивании крепления слишком усердствовать не следует.
  8. Тяга монтируется также из салона. Будет гораздо удобнее проводить эту работу вдвоем.
Читать еще:  Мазда 3 значки на панели приборов значение

Дальнейшая сборка также не представляет сложностей. Тяга одевается на шток кардана, после чего необходимо будет собрать механизм блокировки задней передачи. Его шарик лучше предварительно смазать. После этого, перед окончательным затягиванием крепежного хомута проводится окончательная регулировка рычага и системы блокировки задней передачи – в ряде случаев механизм часто не совпадает с пластиной, тогда ее придется снять и подкорректировать существующий зацеп. Процесс установки короткоходной кулисы на «Приору» можно посмотреть на видео:

Большинство автовладельцев, по той или иной причине решившиеся заменить стандартную кулису на короткоходную, остаются довольными скоростью и четкостью переключения передач. Если принять во внимание совсем небольшую стоимость подобной модернизации, которую к тому же реально выполнить своими руками, преимуществ короткоходной кулисы прибавляется. Даже если водителю не особо важно, сколько времени требуется для включения передачи, практически полное отсутствие постороннего шума и люфта неизбежно отмечает каждый водитель.

РЕМОНТ РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

РЕМОНТ РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Снятие и ремонт показаны на примере рычага переключения передач механической коробки. Селектор автоматической коробки передач снимают практически аналогично.

Поскольку конструкция селектора довольно сложная и для его ремонта требуются специальные инструменты, в случае необходимости обратитесь на сервис.

Вам потребуются: ключ «на 10», ключ и торцовая головка «на 12», ключ-шестигранник «на 6», удлинитель, вороток, пассатижи.

Для ремонта рычага переключения передач снимите кулису рычага в следующем порядке.

2. Отсоедините наконечники тросов привода управления коробкой передач от рычагов переключения и выбора передач, снимите кронштейн, фиксирующий оболочки тросов в гнездах кулисы рычага переключения передач, и извлеките наконечники тросов из гнезд кулисы (см. пп. 10–17 «Замена тросов привода управления коробкой передач» ).

3. Выверните четыре болта крепления кулисы рычага переключения передач к основанию кузова…

4. …и снимите кулису.

При необходимости отремонтируйте рычаг переключения в следующем порядке.

1. Ослабьте затяжку гайки оси рычага выбора передач, удерживая ось от проворачивания ключом-шестигранником…

2. …отверните гайку и снимите с оси пружинную и плоскую шайбы…

3. …извлеките из отверстий кулисы ось вместе с плоской и пружинной шайбами…

4. …и снимите рычаг выбора передач вместе с возвратной пружиной и установленной под рычагом плоской шайбой.

5. Снимите с резьбового конца болта крепления крышки опоры рычага переключения передач резиновую демпфирующую втулку возвратной пружины. Сильно деформированную, затвердевшую или надорванную втулку замените.

6. Ослабьте затяжку гайки болта крепления крышки опоры рычага переключения передач, удерживая болт от проворачивания вторым ключом…

7. …отверните гайку, снимите установленные под ней пружинную и плоскую шайбы и извлеките болт вместе с плоской шайбой из отверстий кулисы.

8. Снимите крышку опоры рычага переключения передач…

9. …и извлеките рычаг из опоры кулисы.

10. При необходимости снимите с шаровых наконечников рычага переключения передач пластмассовые сухари.

11. Осмотрите снятые детали. Замените деформированную или ослабленную возвратную пружину…

12. …сильно изношенные пластмассовые втулки рычага выбора передач, деформированный рычаг…

13. …и сильно изношенные или поврежденные сухари рычага переключения передач.

14. Если нужно заменить поврежденные или затвердевшие втулки опор кулисы, выньте из отверстий резиновых втулок распорные металлические втулки…

15. …и извлеките из отверстий кулисы резиновые втулки.

16. Собирайте и устанавливайте кулису рычага переключения передач в порядке, обратном снятию.

Регулировка кулисы

Если в автомобиле возникают трудности с переключением передач, некоторые владельцы сразу начинают представлять себе худшее – выход из строя КПП. Однако, зачастую «вылечить» болезнь можно достаточно просто. В этой статье обсуждается регулировка кулисы КПП – распространенная процедура, которая в большинстве случаев возвращает данный узел в рабочий режим.

Что такое кулиса КПП

Некоторые ошибочно полагают, что кулиса – это рукоятка переключения передач. Отчасти это правда, но данный механизм включает в себя несколько элементов. Кулиса является связующим звеном между рычагом переключения и штоком, ведущим к коробке. Поэтому основная ее часть располагается не в салоне. На большинстве моделей автомобилей, данная деталь находится рядом с карданным малом. Она предназначена для стабильного переключения передач и бесперебойного функционирования всей механической КПП.

Читать еще:  Почему машина заводится и сразу глохнет приора

Кулиса МКПП является довольно прочным узлом и, как правило, не беспокоит автовладельцев на первых 100 тыс. км. пробега. Но в силу определенных обстоятельств механизм может выйти из строя раньше. К поломке приводит попадание влаги и пыли в механизм, а также отсутствие должного уровня смазки в движущихся частях.

Неисправность кулисы можно определить по характерным признакам:

Переключение передачи сопровождается хрустом и вибрациями. Скорости включается неправильно. Люфт рычага. Рукоятка переключения работает очень туго.

Если вы обнаружили, что при установке рычага на одну передачу, включается другая, это верный признак того, что пора заглянуть под днище машины. Распространенным проявлением также является полное отсутствие реакции при включении одной или нескольких передач.

Заметив люфт рычага, немногие придают этому большое значение – коробка пока работает исправно и на движении это никак не сказывается. Но подобное игнорирование и приводит к серьезным проблемам. Любое заболевание лучше лечить на ранней стадии или предупредить вовсе. С узлами автомобиля действует тот же принцип. Длительная эксплуатация детали, которая работает неисправно, повлечет выход из строя различных элементов трансмиссии.

Как говорилось выше, порой автовладельцы поспешно заключают, что механической коробке пришел конец, и начинают откладывать деньги на дорогостоящий ремонт или покупку нового узла. Но, как гласит известная пословица: не так страшен черт, как его малюют. Если выявить неисправность на ранней стадии по характерным признакам и не игнорировать поломку, вам, возможно, даже не придется ничего менять. Достаточно отрегулировать кулису, и ваша коробка заработает как новая. Данная процедура является очень простой, поэтому выполнить ее можно самостоятельно. Рассмотрим настройку узла МКПП на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Как произвести регулировку кулисы

Хотя коробки передач и механизмы кулис на различных машинах отличаются между собой, принцип действия регулировки схож для всех моделей. Самое сложное при проведении данной работы – это найти эстакаду или гараж с ямой, а также подговорить друга или члена семьи для помощи. Остальное – дело техники.

Заехав на эстакаду и поставив авто на ручной тормоз, загляните под днище. Механизм кулисы находится прямо под рычагом переключения, поэтому на его месте под машиной вы найдете хомут с затяжным болтом. Попросите вашего помощника установить рычаг в положении задней передачи (крайнее левое) и удерживать его, после чего затяните болт под кулисой. На этом работа завершена.

Все просто, если вы можете включить заднюю передачу. В противном случае придется прибегнуть ко второму способу регулировки. Установите рычаг в положение первой передачи, ослабьте болт хомута и прокручивайте привод против часовой стрелки до упора. Когда вы почувствуете, что привод добрался до фиксатора задней передачи, затягивайте крепление.

В автоматической коробке переключения передач как такового механизма кулисы нет, поскольку устройство узла полностью отличается от механического аналога. Однако, похожие неприятности встречаются и в АКПП. Автовладельцы, которые долгие годы эксплуатировали автомобиль только в определенных режимах и не использовали рычаг в положениях «L» или «2», обнаруживают, что данные передачи попросту не включаются. Это происходит из-за появления ржавчины на механизме от воздействия влаги и пыли. Предупредить подобную проблему просто – периодически включайте все режимы коробки, чтобы производить профилактику каждой детали конструкции. Но если вы столкнулись с аналогичной неисправностью, не беда. Имея знания, аккуратный внимательный подход и минимальный набор инструментов, ее можно устранить в течение двух часов. Для ремонта вам могут пригодиться пластмассовые лопатки для снятия обшивки салона, чтобы не повредить элементы интерьера при демонтаже. Все работы нужно будет производить изнутри. Чтобы добраться до необходимого механизма нужно будет открутить рукоятку, снять пластиковую вставку в районе рычага, демонтировать подлокотник и извлечь блок переключения передач, предварительно открутив все крепежные элементы и отсоединив провода. В зависимости от модели авто процесс извлечения будет отличаться, но общий порядок действий распространяются на все типы АКПП.

Аккуратно разобрав блок, вы сможете сами увидеть, какие элементы заржавели и не могут свободно вращаться. Очищаем детали от коррозии, протираем, смазываем и устанавливаем конструкцию в обратном порядке.

Устранение неисправностей в автоматической трансмиссии сложнее и дольше, но это под силу любому автолюбителю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]