Что такое пыльник в автомобиле?
Автомобильный пыльник и его характеристики
Автомобильный пыльник – это специальный кожух, основной задачей которого является защита подвески и других агрегатов транспортного средства от разного рода загрязнений и пыли, а также обеспечение оптимальной герметизации и износоустойчивости.
Обзорная информация
Установка автомобильного пыльника производится на те механизмы, где существует наибольшая вероятность неблагоприятных воздействий, влияющих на их бесперебойное функционирование во время эксплуатации автомобиля. Пыльники устанавливают на рулевых тягах, шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС), амортизаторах и других механизмах, которые больше всего подвержены загрязнению, на передней части подвески переднеприводных автомобилей. Неисправность этих деталей может впоследствии привести к плохой работе двигателя, а в некоторых случаях и создать аварийную ситуацию на дороге.
Пыльник является простой деталью, из-за которой могут преждевременно выйти из строя шарниры равных угловых скоростей. Не дорогостоящие резиновые пыльники можно заменить, однако операция по их замене не из простых, поэтому многие владельцы авто меняют пыльник лишь при полном износе ШРУСа. На автомобильных рынках стали появляться новинки автомобильных пыльников, которые изготовлены из неопренового сверхэластичного каучука. Для перетяжки такого пыльника через наружный ШРУС, на полуось надевают специальный конус, на который наносится аэрозольная смазка. В зависимости от конечного установочного положения он выворачивается и разворачивается на усмотрение владельца авто. После нанесения смазки пыльник затягивают на его посадочных местах оригинальным хомутом.
Все пыльники автомобильные имеют различия по размерам и формам, среди них пыльники в виде кольца, колокола, вытянутые в виде хобота. Формы разные, но все они предназначены для одной цели – защищать транспортные агрегаты от всевозможных загрязняющих воздействий.
Техническое состояние пыльников
Пыльники, установленные на любом транспортном средстве, подвержены различным механическим воздействиям. Так как пыльники в процессе эксплуатации выдерживают огромные нагрузки, они изготавливаются из прочного, достаточно гибкого и эластичного материала. Перед использованием необходимо проверить целостность пыльника. Он быстро изнашивается или повреждается, если эксплуатация транспортного средства связана с бездорожьем, водными преградами или горными условиями.
Техническое состояние пыльника необходимо периодически проверять. Автомобильные пыльники созданы для обеспечения защиты и предотвращения поломки деталей в области подвески. В случае его поломки следует разобрать автомобильную подвеску. Эти технические процедуры качественно и в короткие сроки могут выполнить сотрудники станции технического обслуживания.
В период эксплуатации автомобиля, особенно по сложным дорожным покрытиям, может произойти обрыв отбойника амортизатора, вызвав падение пыльника на корпус. Пыльник, в отличие от амортизатора, является незаменимой деталью в автомобиле. Его предназначением является защита штока амортизатора от пыли и грязи. Гальваническое покрытие и идеальная полировка штока обеспечивает уменьшение трения между самим штоком и сальником амортизатора, а оборвавшийся пыльник открывает доступ пыли и грязи, которые, как наждачная бумага повреждают амортизатор. В таких случаях пыльник и отбойник следует заменить.
Даже небольшие повреждения в виде разрывов или трещин способствуют вытеснению из него смазочного материала и попадание грязи, воды, пыли и других вредных элементов, которые в последующей эксплуатации транспортного средства приводят к повреждению деталей.
В большинстве случаев срок эксплуатации автомобильного пыльника составляет один год. Для проверки его технического состояния необходимо повернуть все колеса до полного упора на каждое направление и осмотреть участок за передним колесом, где в самом его центре расположен автомобильный пыльник. Различные подтеки смазочного материала свидетельствуют о неисправности, и его необходимо в срочном порядке заменить. Исправный пыльник не содержит разрывов, порезов и других механических повреждений.
Пыльник ШРУС. Общая информация
Пыльник ШРУС – это защитный чехол, выполненный из резины или термопластика, защищающий ШРУС от попадания внутрь него воды и грязи и предотвращающий потерю смазки, находящейся внутри ШРУСа (о том, что такое ШРУС – смотрите здесь).
Пыльник рулевой рейки – это защитный чехол, выполненный из резины или термопластика, защищающий рулевую тягу от попадания на неё воды и грязи и предотвращающий потерю смазки, находящейся в области её шарового шарнира. Пыльник рулевой рейки защищает от воды и грязи не только рулевую тягу, но и саму рулевую рейку.
Классификация пыльников ШРУС.
По локализации в автомобиле:
1. Передние пыльники ШРУС (установлены на передних приводах).
1.1. Передние наружные пыльники ШРУС (установлены возле колеса).
1.2. Передние внутренние пыльники ШРУС (установлены возле АКПП, редуктора или раздатки)
2. Задние пыльники ШРУС (установлены на задних приводах).
2.1. Задние наружные пыльники ШРУС (установлены возле колеса).
2.2. Задние внутренние пыльники ШРУС (установлены возле редуктора).
По материалу, из которого изготовлены пыльники ШРУС:
1. Резиновые пыльники ШРУС.
2. Термопластиковые пыльники ШРУС.
По изготовителю пыльников ШРУС:
1. Оригинальные пыльники ШРУС (изготовлены фирмой, выпустившей автомобиль).
2. Дубликатные пыльники ШРУС (изготовлены сторонними предприятиями).
Классификация пыльников рулевых реек.
По расположению:
1. Левый пыльник рулевой рейки.
2. Правый пыльник рулевой рейки.
По материалу:
1. Резиновые пыльники рулевых реек.
2. Термопластиковые пыльники рулевых реек.
По производителю:
1. Оригинальные пыльники рулевых реек.
2. Дубликатные пыльники рулевых реек.
Исправное состояние пыльника ШРУС является необходимым условием исправного состояния самого ШРУС.
При повреждении пыльника происходит потеря смазки ШРУС через образовавшееся отверстие под действием центробежной силы во время движения автомобиля. Далее через отверстие в пыльнике происходит проникновение воды и грязи внутрь ШРУС, в результате чего он выходит из строя.
Исправное состояние пыльника рулевой рейки является необходимым условием исправного состояния рулевых тяг и самой рулевой рейки. При повреждении пыльника происходит попадание воды и грязи на шаровый шарнир рулевой тяги и рулевую рейку. В результате происходит повреждение и выход из строя рулевой тяги, и повреждение и поломка рулевой рейки.
Диагностика
Единственным методом диагностики состояния пыльников ШРУС и рулевой рейки является осмотр. При наличии несквозных трещин на поверхности пыльника, требуется заменить его на новый. При наличии отверстий в пыльнике, фрагментации пыльника или при сходе пыльника с посадочного места в большинстве случаев требуется менять ШРУС, так как даже непродолжительное воздействие грязи и воды вызывает его повреждение и выход из строя. Вышесказанное справедливо и в отношении пыльников рулевых реек. В случае несвоевременной замены изношенного пыльника рулевой рейки происходит поломка и выход из строя рулевой тяги, а в ряде случаев и рулевой рейки.
Рис 1. Демонстрирует порванный пыльник ШРУС. В такой ситуации скорее всего потребуется замена ШРУС.
Профилактика.
Ежегодное прохождение технического обслуживания автомобиля на квалифицированном автосервисе позволяет своевременно выявлять поломки и качественно их устранять. В случае своевременного обнаружения несквозных трещин достаточно заменить изношенный пыльник на новый. Эта процедура является надёжной профилактикой поломки таких дорогостоящих деталей как ШРУС, рулевая тяга и рулевая рейка.
Подбор пыльников ШРУС и пыльников рулевых реей осуществляется несколькими способами:
1. С помощью каталожных программ автопроизводителей. В большинстве оригинальных программ пыльники не представлены в виде самостоятельных деталей, а поставляются в виде ремкомплектов. В состав ремкомплекта помимо самого пыльника включается смазка, стопорные кольца, хомуты. Часто в состав ремкомплекта наружного пыльника включается и внутренний пыльник. Такое изобилие дополнительных элементов существенно увеличивает стоимость детали. На некоторых современных автомобилях производитель не поставляет пыльники даже в виде ремкомплектов, а предлагает приобретать привода в сборе. Использование оригинальных ремкомплектов пыльников ШРУС позволяет достичь максимального качества при проведении ремонта автомобиля. Отрицательной стороной является относительно высокая стоимость оригинальных ремкомплектов пыльников ШРУС.
Рис 2. Демонстрирует ремкомплект пыльников ШРУС на автомобиль MAZDA. На иллюстрации видно, что в состав ремкомплекта наружного пыльника ШРУС помимо собственно пыльника входят стопорное кольцо, два комплекта хомутов и два вида смазки для наружного и внутреннего пыльников:
2. С помощью каталогов дубликатных производителей. Некоторые дубликатные производители поставляют только пыльники, другие комплектуют пыльники комплектами хомутов, третьи – предлагают целые ремкомплекты. Положительным моментов при использовании дубликатных пыльников ШРУС является относительно низкая стоимость этих пыльников. Отрицательным моментов является более короткий срок службы дубликатных пыльников ШРУС относительно оригинальных пыльников. Так же отсутствие в большинстве дубликатных пыльников смазки, которую придётся приобретать дополнительно, так же в процессе сборки привода может потребоваться стопорное кольцо для ШРУСа, которое так же отсутствует в большинстве дубликатных пыльниках ШРУС.
3. Способ заключается в подборе пыльников ШРУС или рулевой рейки по образцу. Данный способ используется в нескольких случаях:
– покупатель успел демонтировать пыльник перед обращением в магазин и принёс его с собой.
– у покупателя нет возможности приобрести оригинальный пыльник и требуется подобрать дубликатный пыльник, однако у продавца в доступных ему дубликатных каталогах нет однозначной информации относительно того какой пыльник подойдёт к данному автомобилю.
– на автомобиле ранее был установлен контрактный привод и те пыльники, которые рекомендуются в каталогах к нему не подходят.
Примеры пальников ШРУС.
Рис 4. Оригинальный ремкомплект наружного пыльника ШРУС для автомобиля Toyota. Помимо собственно наружного пыльника в комплект входит внутренний пыльник, два комплекта хомутов, два стопорных кольца и два вида смазки.
Рис 5. Дубликатный ремкомплект наружного пыльника ШРУС фирмы Blue Print. В комплект входит пыльник, комплект хомутов и смазка.
Рис 6. Дубликатный ремкомплект наружного пыльника ШРУС фирмы Maruichi. В комплект входит пыльник и комплект хомутов.
Рис 7. Дубликатный ремкомплект наружного пыльника ШРУС фирмы Форсаж. В комплект входит пыльник и комплект хомутов. Пример импортозамещения:
Для того, чтобы передать нам изображения, замеры деталей либо другую оперативно требующуюся информацию, используйте программы Whatsapp, Viber или Skype. Контактный телефон:
8-913-715-57-58, 8-913-7-4444-69
skype: stars_novosibirsk
Во избежание неправильного подбора или перевода по справочникам номеров оригинальных и дубликатных запчастей, обязательно консультируйтесь с продавцами на предмет правильности вашего выбора ПРЕЖДЕ чем оплачивать заказ!
Цены на сайте обновляются раз в день.
Тем не менее, может возникнуть ситуация, когда обновление актуальных цен товаров происходит быстрее синхронизации с сайтом, поэтому конечную стоимость автозапчастей уточняйте у продавцов!
© Copyright магазин Автозапчастей “Старс”, 1997-2020
Из какого материала лучше выбрать пыльники ШРУСа? [1]
ШРУС, или шарнир равных угловых скоростей, является важным узлом автомобиля для передачи крутящего момента от трансмиссии к колесам. ШРУС для авто можно приобрести в интернет-магазине “UkrParts”, в наличии большой выбор ШРУСов и пыльников для разных марок и моделей автомобилей, и от разных брендов.
При покупке запчастей в “UkrParts” вы можете как заказать доставку, так и воспользоваться самовывозом. В течение 2 недель возможен возврат и обмен товара. У компании есть своя станция технического обслуживания, где можно установить деталь.
Долговечность работы ШРУСа
Внутри ШРУС представляет собой специальный подшипник, способный двигаться в разных плоскостях, для возможности поворота колес. Автолюбители часто называют ШРУСы гранатами за их внешнее сходство. На каждое колесо идет внутренний и внешний ШРУС, и соединяются они друг с другом полуосью.
На долговечность работы ШРУСа влияют такие факторы как качество и состояние пыльника, правильность установки, люфты в шаровых опорах, частота езды по неровным дорогам. Диагностировать состояние пыльников и подвески рекомендуется не реже, чем раз в 10 тысяч километров. Срок жизни качественного ШРУСа намного больше, поэтому крайне важно, чтобы внутрь него не попадала влага и грязь. Пыльник следует заменить немедленно при любом его повреждении и проверить наличие специальной смазки для ШРУСов.
Пыльники
Пыльник ШРУСа – это простой, но ответственный защитный элемент трансмиссии автомобиля, от качества и состояния которого зависит долговечность шарниров приводных валов автомобиля. Данная деталь представляет собой, в большинстве случаев, эластичный конусообразный гофрированный чехол, основная функция которого состоит в защите шарниров от дорожной пыли и грязи.
Из-за широкого спектра различных внешних воздействий в процессе эксплуатации автомобиля к пыльнику предъявляются довольно жесткие требования: обладать достаточной прочностью, износостойкостью и пластичностью в широком диапазоне температур, стойкостью к смазочным материалам, сохранять первоначальные геометрические размеры в течение всего срока службы.
С чего всё начиналось
При появлении массовых переднеприводных автомобилей первоначальным материалом для пыльников ШРУСов была резина. Ранние шарниры равных угловых скоростей не были долговечными, поэтому этот материал вполне справлялся со своими обязанностями в течении непродолжительного срока службы защищаемых узлов. При дальнейшем совершенствовании механизмов привода колес резина уже не отвечала требованиям производителей автомобилей: пыльники не выдерживали нескольких смен сезонов года и приходили в негодность, требуя замены.
Так появилась потребность в более совершенных материалах на эту роль, которую на сегодняшний день выполняют силикон, неопрен, полиуретан и термопласт. Выделить особо какой-либо материал проблематично, поскольку материал выбирается в зависимости от конструкции шарниров, условий и температуры эксплуатации, вида смазочного материала и других технико-экономических требований. Рассмотрим все перечисленные материалы по порядку.
Неопрен
Неопрен – самый распространенный материал среди производителей пыльников в настоящий момент. Этот хлоропреновый каучук был запатентован химическим концерном “DuPont” ещё в тридцатых годах прошлого столетия. При небольшой доработке в виде добавления различных современных химических компонентов пыльник из такого материала получает отличные свойства, требуемые для выполнения своей роли. Неопрен обладает исключительной эластичностью и упругостью при высокой механической прочности, стойкостью к нефтепродуктам, способностью переносить знакопеременные нагрузки в течение длительного срока эксплуатации без остаточных деформаций.
Температурный диапазон, при котором данная деталь сохраняет свои свойства, составляет от -50°С до +90°С. Данный факт используется производителями при выборе материала для пыльников ШРУСов и приводных валов, которые будут экспортироваться в регионы с суровым климатом, в том числе и в Россию.
По цвету неопреновые пыльники обычно черные.
Силикон
Силикон – упрощенное народное название химического вещества, получаемого путем синтеза полимеров, основу которых составляют чередующиеся молекулы кремния и кислорода. Превосходная эластичность этого материала, которая сохраняется при температуре до -60°С, устойчивость к нефтепродуктам и температурным воздействиям позволяет ему использоваться для производства достойной продукции. Но самое главное качество силикона – это его отличная озоностойкость. Это означает, что деталь устойчива к воздействию окружающей среды и не растрескивается со временем.
Однако силиконовые пыльники имеют один недостаток: они легко портятся от контактов с острыми предметами. При этом порез или прокол быстро прогрессирует, приводя деталь в негодность.
По цвету силиконовые пыльники обычно синие, белые, прозрачные, серые.
Полиуретан
Полиуретан – синтетический эластомер, прочностные и температурные характеристики которого позволяют ему широко использоваться в автомобильной промышленности в качестве заменителя резиновых изделий. Рабочий температурный диапазон полиуретанового пыльника составляет от −60°С до +80°С. Морозоустойчивость примерно такая же, как у силикона, но полиуретановый пыльник при этом обладает лучшей стойкостью к механическим воздействиям, в чём и заключается его основное преимущество. Недостаток – высокая цена по сравнению с другими эластичными материалами.
По цвету полиуретановые пыльники обычно желтые, красные, черные.
Термопласт
Термопласт – полимер, который при обычной температуре находится в твердом состоянии, а при нагревании становится эластичными. Пыльники из этого материала не рвутся и не трескаются, обладают высокой термостойкостью и повышенной ударостойкостью, что является хорошей защитой от дорожных камней. Термопласт выбирается в качестве материала для пыльников, которым предстоит работать в течение длительного времени в сложных условиях. Высокая жесткость таких пыльников обуславливает применение дополнительных воздействий при установке: деталь нагревается феном перед монтажом и дополнительно прогревается участок окружности для зажимного хомута.
По цвету пыльники из термопласта обычно черные. По цене они дороже неопреновых. На ощупь жесткие как пластик.
Заказать пыльники можно отдельно, с ремкомплектом, или в комплекте с новым ШРУСом.
Для чего нужны автомобильные пыльники.
Пыльники шаровой опоры.
Сейчас подробно разберем, зачем же вообще защищать узлы. Для примера используем шаровую опору. Шаровая опора (или просто «шаровая», как привыкли говорить) – неотъемлемая деталь узлов практически в каждом автомобиле, где необходима подвижность узла в нескольких плоскостях. Отличается от болтового жесткого соединения тем, что шаровая дает деталям, жестко сцепленным с одной стороны относительно друг друга, возможность обеспечить мягкую работу данного узла. Шаровая опора – главный и очень важный элемент узла. Она берет на себя все нагрузки и удары, при выходе ее из строя, появляется большой шанс разрушения всего узла в целом. Шаровые подразделяют на “верхние” и “нижние”.
К примеру, повреждение нижней шаровой опоры может привести к затруднениям в управлении автомобилем, а высвободившееся колесо может повредить не только крыло, но даже и дверь автомобиля. Хорошо, что такая поломка происходит обычно на небольшой скорости (чаще всего при старте автомобиля). Хотя авария теоретически возможна и при большой скорости – при попадании колеса даже в маленькую яму.
Разберем причины, из-за которых идет быстрый износ шаровой. В большинстве случаев быстрый износ даже дорогой качественной шаровой опоры происходит со временем после повреждения ее пыльника. Этот сравнительно небольшой и незаметный кусок резины, который легко сжимается на шаровой, становится залогом и гарантией долгой и безопасной эксплуатации автомобиля в целом и отдельных его узлов в частности.
Пыльник тяг стабилизатора.
В принципе эти сравнительно небольшие пыльники прикрывают собой такое же шаровое соединение, лишь в разы меньше. Правда в том, что если на рулевых наконечниках и шаровых опорах есть возможность заменить пыльник, то на тягах стабилизатора замена пыльника не предусмотрена, и менять тягу приходится целиком. По правде говоря, рвутся пыльники на тягах стабилизатора крайне редко, и в основном это происходит от старости либо из-за изначально плохого качества самой запчасти. При выходе из строя тяги ничего критического с автомобилем не произойдет. Первые признаки, того что пора менять тягу – грохот подвески на неровностях. К появлению непонятного звука может привести даже небольшой люфт, который вибрируя по всем элементам подвески, производит грохот. Стабилизатор – деталь, поломка которой не сможет чем-то существенно навредить автомобилю.
Пыльник рулевой рейки.
Далее перейдем к пыльникам рулевой рейки. По форме они существенно отличны от пыльников шаровой опоры, но функции выполняют точно те же, и защищают практически точно такое же шарообразное соединение, хоть рулевая тяга, работающая в другой плоскости, и выглядит по-другому. Проблема все та же – при разрыве или трещине в пыльнике происходит выдавливание из пыльника смазки, а затем под пыльник попадает вода, песок и химические элементы, что впоследствии приводит защищаемую деталь к выходу из строя. При поломке рулевой тяги последствия такие же, как и при поломке рулевого наконечника – теряется возможность управлять автомобилем. Замену производить следует вовремя.
Пыльники ШРУСов.
Пыльники ШРУСов (или гранат, как их еще называют) выполняют те же роли – защищают узел от грязи, пыли, и т.д. Если речь идет конкретно о самом ШРУСе, то по конструкции это сложная деталь, причем очень капризная по сравнению с шаровыми опорами и шаровыми соединениями. ШРУС является – Шарниром Равных Угловых Скоростей. Благодаря ему появился такой класс автомобилей как переднеприводные. Никто никогда не задумывается, как колеса вращаются, будучи ведущими, но при этом и осуществляют поворот влево – вправо. По поводу заднеприводных автомобилей ясно – одни колеса толкают, а другие только всего лишь рулят, но вот автомобили с передним приводом делают это одновременно только с помощью соединения ШРУСа. Прозвали в народе его «гранатой» из-за схожести по форме с гранатами со времен ВОВ. Если порван пыльник на гранате, то со временем она начинает хрустеть (особенно при поворотах руля). С этими проблемами знаком почти каждый автолюбитель. ШРУС, который уже хрустит, ремонту не подлежит. Можно лишь отложить окончательный выход его из строя на некоторое время, но рекомендуется срочно его заменить. Жаль, но оригинальный ШРУС стоит очень дорого, поэтому покупаем хороший аналог.
Ставить плохой дешевый аналог – ненадолго, ставить подержанную запчасть – это как сыграть в лотерею. Может прослужить несколько лет, а может – несколько дней. В этом случае, выбор выхода из положения ложится на владельца автомобиля. Следует учесть, что заменить пыльник ШРУСа – не дешевое дело – узел нужно полностью разобрать и снять с машины. Сами пыльники недорогие, но работа стоит денег. Вовремя не замененные пыльники могут привести к заклиниванию узла или блокировке колеса. Вследствие чего может лопнуть корпус КПП – другой конец привода может из нее вырваться. Тут уж работа будет совсем дорогой – лучше менять пыльники вовремя.
Разрыв или повреждение пыльника ШРУСа приводит к тому, что на защищаемую им деталь начинает проникать пыль, грязь и вода. Далее вся эта пыль и грязь засасывается и запрессовывается в рабочий узел, при этом ШРУС становится теперь пылесборником. Грязь вместе с пылью работают как абразив и со временем увеличивают зазоры, а вода, попадающая туда, образует коррозию. Ну а дальше ржавчина уже с пылью и грязью съедает металл, вызывая выход из строя узла, и без полной замены ШРУСа уже не обойтись. Если в случае с шаровыми опорами есть способы их восстановления, то ШРУСам уже ничто не поможет.
Особенностью проблем с пыльниками является то, что невозможно определишь начало процесса разрушения узла. Мастер, обнаруживший повреждение пыльника, говорит обычно, что необходимо срочно его заменить, пока не возникли проблемы с шарниром. Но сколько уже наезжено километров с этой дырой узнать невозможно – может он вчера порвался, а может уже и год прошел, и узел уже достаточно покрылся коррозией и скоро выйдет из строя уже с новым пыльником. Выход в таких ситуациях в необходимой проверке детали на люфт грамотным мастером. Но если же люфта нет, то считайте, что вам повезло. В случае же повреждений по самим пыльником узел необходимо заменить.
Совет: проводите как можно чаще осмотр всех пыльников деталей узлов, и вы сможете избежать поломок, порой значительных.