Как увеличить мощность двигателя ВАЗ 2109
Некоторые доработки двигателя ВАЗ 2109
До сих пор автомобили ВАЗ 2109 нередко встречаются на российских дорогах, при этом многие водители даже не думают отказываться от своих стареньких «девяток» в пользу более современных и совершенных моделей. Почему? На это у каждого автолюбителя имеются свои причины.
Тюнинг автомобилей ВАЗ 2109 очень популярен, ведь благодаря доработкам можно превратить самую обычную «девятку» в «машину своей мечты». Как правило, автолюбители останавливаются на доработках двигателя, ведь самое главное в любом автомобиле – его мощность.
Увеличение мощности двигателя ВАЗ 2109
Для того чтобы увеличить мощность мотора автомобиля ВАЗ 2109, существует несколько способов. И автолюбители могут использовать один или несколько из них, занимаясь совершенствованием своего «железного коня».
Чаще всего владельцы «девяток» меняют форму с диаметром впускных и выпускных каналов. Также эффективным является изменение формы клапанов, установка новых распределительных валов, причём приобретать нужно такие распределительные валы, у которых имеются расширенные фазы распределения с увеличенным подъёмом кулачка. Часто автолюбители производят перепрошивку ЭБУ мотора. Ещё один популярный способ увеличения мощности двигателя – внесение некоторых изменений в систему впуска и выпуска.
Стоит отметить, что практически все изменения производятся в головке блока цилиндров. И это неслучайно, ведь головка блока цилиндров играет важную роль в устройстве двигателя ВАЗ 2109 – именно здесь происходят наиболее важные процессы, отвечающие за наполнение цилиндров смесью из топлива и воздуха.
Устройство двигателя ВАЗ 2109 отличается тем, что впускные и выпускные каналы, как и камера сгорания, не могут похвастаться идеальной формой. Это приводит к тому, что при поступлении смеси на её пути оказываются препятствия, из-за чего невозможно добиться качественного заполнения цилиндров. Соответственно, и мощность мотора становится ниже. Практически все лишние препятствия можно устранить всего лишь удалив шероховатости, а также добившись нормальной обтекаемости деталей.
К примеру, если вы сделаете впускной канал, что находится перед цилиндрами, чуть более узким, то смесь будет легче входить в камеру сгорания. Помимо этого, имеет смысл обточить впускной клапан, причём обточка производит так, чтобы тарелка клапана стала практически плоской. Разумеется, после этого нужно подогнать седло клапана под его новую форму.
Благодаря установке нового распределительного вала, вы сможете добиться полного заполнения камеры сгорания и очищения её от отработавших газов. Это происходит благодаря тому, что клапаны при новом распредвале поднимаются на большую высоту, что увеличивает пространство для прохода смеси.
Если всё сделать правильно и с помощью перепрошивки подогнать все системы, входящие в устройство двигателя ВАЗ 2109, под проведённые изменения, то вы сможете увеличить мощность мотора вплоть до 100%.
Ошибки при доработке двигателя ВАЗ 2109
Одной из главнейших ошибок владельцев автомобилей ВАЗ 2109, которые хотят произвести тюнинг, является экономия. На самом деле каждому человеку свойственно желание сэкономить. Учитывая, что «девятка» относится к числу дешёвых автомобилей, то практически все владельцы данной модели не желают вкладывать слишком много денег в её доработку. Если вы не разбираетесь в устройстве двигателя ВАЗ 2109, то наверняка обратитесь к специалистам, чтобы они провели тюнинг мотора. И очень часто автолюбители в таких случаях выбирают одну из самых дешёвых компаний, что неправильно. Если вы хотите действительно улучшить мотор своего «железного коня», не навредив ему, то должны выбирать качественный автосервис.
Как правило, при некачественном тюнинге двигателя «девятки» просто увеличивается компрессия в цилиндрах. Мощность действительно после этого повышается, однако владельцу машины придётся перейти на другой вид топлива, более дорогой. К тому же обычно моторы с подобными доработками долго не живут…
Как повысить мощность двигателя ВАЗ 21099, 2109, 2108?
Первое, что необходимо для повышения мощности двигателя – это использование синтетического масла. Конечно, сами они незначительно повышают мощность. Но замена масла на синтетическое является необходимым условием и первым пунктом в достижении увеличения лошадиных сил автомобиля. Если планируется автомобиль использовать в экстремальных условиях, то повышение мощности необходимо.
Синтетические масла лучше обычных в том, что при повышении температуры и давления, они являются более стойкими. А любому автолюбителю известно, что, если повышается производительность двигателя, то автоматически повышается как давление, так и температура. Именно синтетическое масло способно сделать более надежными узлы и агрегаты двигателя, а также увеличивает срок эксплуатации, а это немаловажно.
Популярные марки синтетического масла
- Castrol,
- Red Line,
- Royal Purple,
- Mobil 1,
- Amsoil
Вторым шагом к повышению мощности является глушитель и воздушные фильтры. Так как двигатель стал лучше и способен выдержать больше нагрузок, стало возможным сделать впуск и выпуск газов намного легче. От того, чем легче выполняется газовый поток, тем быстрее начинает раскручиваться двигатель. А на высоких оборотах двигатель может выдерживать больше нагрузок.
- Если на автомобиле установлен прямоточный глушитель, а также воздушный фильтр без ограничения доступа воздуха, то мощность транспорта может увеличиться в среднем на 10 процентов. Возможно использование глушителя двух вариантов. К примеру, можно воспользоваться выпускной системой 2.5.
- Если в планах и дальнейшее совершенствование двигателя, то лучше воспользоваться глушителем, диаметр которого составляет 3 дюйма. Только список производителей глушителей станет значительно меньше. Выбирать придется из Powerful или Remus.
- Если глушитель используется меньших размеров, то выбирать можно будет из таких фирм, как Borla, SAM, Heico Sportiv, SuperSprint, Volvo OEM, iPd и других. Иногда автолюбители заменяют воздушный фильтр со стандартного на спортивный.
Самой распространенной ошибкой является замена стандартного воздушного фильтра коническим. Конечно, он сможет обеспечить более быстрым притоком воздуха. Однако, не следует производить замену одного фильтра другим. Потому что горячий воздух, который выходит из двигательного отсека, не сможет дать ожидаемого результата. Скорее, может случиться все наоборот. То есть мощность двигателя может стать ниже.
- Конечно, если решение по установке спортивного воздушного фильтра давно принято и, как говорится, обжалованию не подлежит, то обычно советуют приобрести дополнительное оборудование, с помощью которого впускаемый воздух будет охлаждаться.
- Если вы решили, что ничего подобного устанавливать дополнительно не будете, то не отказывайтесь от установки хоть специального термокожуха. С его помощью воздушный фильтр хоть частично будет укрыт от горячего двигателя.
Провода и свечи
- Если возникло желание увеличить мощность двигателя, то не следует выпускать из внимания высоковольтные провода и свечи. При увеличении мощности двигателя становится необходимым напряжение более устойчивое. Для этого и нужны высоковольтные провода. Также, благодаря им, снижаются магнитные и электрические наводки. Более известными компаниями-производителями высоковольтных проводов являются Nology и Magnecor.
- В отличие от проводов, с выбором свечей проблем не будет. Потому что их производителей очень много. Это связано с тем, что свечи изготавливаются из различных материалов. Например, если посмотреть свечи на авторынке, то выяснится, что встречаются свечи, изготовленные из платины, серебра, меди, а также встречаются даже иридиевые. Лучше всего выбирать те, которые выполнены с иридиевыми компонентами, потому что с ними зажигание становится более устойчивым. Вообще в наши дни они считаются самыми надежными.
Спортивный катализатор
Должна быть заменена выпускная система, а также патрубки глушителя. Заменять катализатор следует, если в этом действительно есть необходимость. В случае, если в вашем автомобиле имеется турбонаддув, то лучше всего заменить не только катализатор, но и патрубки с резонатором.
- После такой замены, появится возможность выдерживать температуру намного выше.
- Благодаря этому турбина сможет раскручиваться гораздо быстрее.
Такая простая замена позволяет минимум прибавить своему авто 15 лошадиных сил. Патрубки встречаются диаметром 2.5 и 3 дюйма. Но не стоит стараться ставить их с диаметром больше, чем 3 дюйма, потому что может получиться обратный результат. То есть мощность двигателя ни только не повысится, но и, наоборот, уменьшится.
Чип-тюнинг
Последним шагом является чип-тюнинг. Микропроцессор инжектора лучше всего менять в последнюю очередь. То есть после замены выхлопной системы и системы охлаждения. Это лучше делать в такой последовательности, потому что после замены, ограничители оборотов и скорости будут сняты. А также в смеси, которая попадает в двигатель, соотношение кислорода и топлива изменится. Поэтому и получится небольшое увеличение мощности двигателя.
Самоделкин: тюнинг двигателя ВАЗ 2109
ВАЗ 21093 и ВАЗ 21099 до 2004 года комплектовались силовым агрегатом VAZ 21083. Этот мотор имеет следующие характеристики:
- рабочий объем — 1499 см3;
- развиваемая мощность — 73 л.с. (при 5600 об/мин);
- питание — карбюратор ДААЗ;
- тип мотора — рядный 4-цилиндровый;
- количество клапанов — 8;
- рабочий ход — 71 мм;
- диаметр цилиндра — 82мм.
Новую жизнь автомобилю может подарить тюнинг двигателя
Тюнинг двигателя ВАЗ 2109, или увеличение отдаваемой мощности, может вдохнуть новую жизнь в железного коня, который сможет не только порадовать своего владельца, но и удивить окружающих скрытыми под капотом способностями.
Увеличения рабочего объема двигателя можно достичь своими руками:
- Расточкой под максимальный диаметр поршня — 82,8мм. Суммарный объем цилиндров при этом достигнет 1,7 л. Мощность при таком способе модернизации можно увеличить до 84 л.с. Для достижения результата требуется также замена поршневой группы под расточенный размер цилиндров. В комплект входят 4 поршня ремонтного размера 82,4, шатуны, пальцы и поршневые кольца этого же размера.
- Расточка блока и замена коленвала на облегченный вариант с радиусом поршневого хода 78 мм. Кроме коленчатого вала, шатуны заменяются на облегченные размером 121 мм, поршни также потребуют замены на кованые диаметром 82,5 мм. Головка также меняется на ГБЦ от Лада Калина. Результат — увеличение мощности до 98 л.с.
Тюнинг системы питания (замена карбюратора на инжектор)
Переделка питания карбюраторного 8-клапанного мотора VAZ 21083 на инжекторное является задачей технически более сложной и менее бюджетной, чем растачивание цилиндров, но вполне осуществимой.
Видеоурок по переделке карбюратора на инжектор
Сначала требуется выбрать модель впрыска. Выбрать следует вариант, опробованный и с успехом применяющийся на ВАЗах 9-й серии, например, на основе электронного блока БОШ M 1.5.4. (каталожный номер 2111-1411020).
Кроме ЭБУ, нужно приобрести еще узлы и запасные части (кроме наименований изделий, указаны также номера по каталогу запасных частей ВАЗ):
- Ресивер БОШ (2111-1008027-10).
- Нижняя часть корпуса воздушного фильтра БОШ (21082-1109013).
- Форсунка БОШ (2111-1132010) — 4шт.
- Верхняя часть корпуса воздушного фильтра БОШ (2112-1109016).
- Бензонасос БОШ (21082-1139009).
- Датчик воздуха БОШ (21083-1130010-01).
- Датчик температуры (2112-3851010).
- Датчик скорости (2110-3843010).
- Шланг топливного фильтра (2112-1104222).
- Задний шланг (2112-1104208).
- Топливный шланг (21082-1104226).
- Шланг патрубка (2111-1148035-10).
- Трубка слива рампы (21082-1104054).
- Подающая трубка (21082-1104054).
- Сливная трубка (21082-1104013).
- Шланг подачи (2112-1104218).
- Трубка подачи рампы (21082-1104013).
- Масляный насос с крепежом датчика ПКВ (2112-1011052-01).
- Рампа (2111-1144020).
- Крепеж фильтра топливного (21082-1117020).
Переход с карбюратора на инжектор — сложная и финансово затратная задача
- Модуль зажигания (2112-3705010).
- Датчик детонации (2112-3855010).
- Датчик ПКВ (2112-3847010).
- Впускной коллектор (2111-1008081).
- Генератор (2112-3701010).
- Демпфирующий шкив привода генератора (2110-1005058).
- Бензобак (21082-1101007-10).
- Потенциометр количества СО (2112-1431120).
- Прокладка впускного коллектора (2110-1008055).
- Фильтр топливный (2112-1117010).
- Термостат с тройником (2112-21082).
- Воздушный фильтр (2112-1109080).
- Дроссельный патрубок в сборе (2112-1148010-31).
- Регулятор давления топлива (2112-1160010).
- Прокладка патрубка дроссельного (21082-1148015).
- Кронштейн генератора нижний (21082-3701720).
- Кронштейн генератора верхний (21082-3701635).
- Кронштейн крепления модуля зажигания (2111-3705410).
- Прижимное кольцо (21082-1101178).
- Крепление воздушного фильтра (2112-1109249) — 2шт.
- Заглушка и прокладка проема под распределитель зажигания (2111-1003288).
- Клиновой ремень привода генератора (21082-3701720).
- Трос привода акселератора (21082-1108054).
- Жгут проводов на форсунки (2111-3724036).
- Провода высоковольтные (2111-3707080-01).
- Провода системы зажигания (2112-3724026-50).
- Провода бензонасоса и датчика уровня топлива (21082-3724037).
Перед началом установки инжектора на автомобиль следует убедиться в наличии на блоке цилиндров крепежных отверстий для датчика детонации и модуля зажигания. Если этих отверстий (резьбовых) нет, то следует обратиться к опытному специалисту на СТО, т.к. существует реальный риск «запороть» блок при попытках сверления этих отверстий в «домашних условиях».
Перед установкой приобретенных комплектующих и деталей необходимо выполнить демонтаж узлов, которые вашему автомобилю уже не понадобятся:
- бензобак;
- бензонасос;
- воздушный фильтр с корпусом;
- карбюратор;
- впускной коллектор;
- термостат;
- масляный насос;
- генератор;
- прерыватель-распределитель;
(Все работы по демонтажу оборудования следует выполнять при снятых клеммах аккумулятора).
После расставания с карбюратором и сопутствующим «железом», устанавливаем на освободившееся место новый бензобак с топливным насосом и датчиком уровня топлива. Затем прокладываем топливную магистраль, врезаем топливный фильтр. Заменяем масляный насос, термостат и впускной коллектор. Следующий шаг — замена генератора вместе с креплением, шкивом привода генератора на коленчатом валу и приводным ремнем.
Тюнингованный двигатель удивит окружающих скрытыми возможностями
Далее процедура установки инжектора производится в следующей последовательности:
- прокладка жгута управления зажиганием из моторного отсека в салон для подключения предварительно установленных контроллера, блока реле и предохранителей;
- прокладка из моторного отсека и подключение к приборной панели 2 проводов датчика уровня топлива;
- вместо трамблера устанавливается заглушка с прокладкой;
- установка впускного коллектора, топливной рейки с форсунками, ресивера, дроссельного патрубка, троса управления газом;
- монтаж рампы, модуля зажигания, остальных датчиков и подключение высоковольтных проводов;
- установка воздушного фильтра, подключение шлангов системы вентиляции картера и подогрева патрубка дросселя.
После запуска двигателя выполняем регулировку состава ТВ смеси на холостом ходу, выезжаем из гаража и радуемся новым ощущениям за рулем любимого авто!
Двигатель ВАЗ-2109. Тюнинг двигателя ВАЗ-2109
ВАЗ-2109 – это, пожалуй, один из наиболее известных и распространенных автомобилей в России. Как известно, ВАЗ «девятого семейства» укомплектовывался тремя силовыми агрегатами. Каждый из них отличался по своей мощности и рабочему объему. Сегодня мы рассмотрим, как устроен двигатель (ВАЗ-2109-21099) и узнаем способы его тюнинга.
Первый двигатель
Изначально «девятка» укомплектовывалась одним бензиновым мотором на 1.3 литра, который выдавал до 64 лошадиных сил. Данный агрегат является восьмиклапанным, с карбюраторным типом питания. Инжекторные прототипы появились лишь в начале 2000 годов.
ВАЗ-2109 с 1.5-литровым мотором
Ввиду того, что девятое семейство “Лады” имело весьма низкие характеристики динамики, на Волжском автозаводе было принято решение разработать более новый и динамичный мотор. Им стал 1.5-литровый 8-клапанный карбюраторно-бензиновый двигатель. ВАЗ-2109, а именно его экспортные модификации, имели уже не карбюраторный, а инжекторный тип впрыска. Именно этот, 1.5-литровый, мотор устанавливался на большинство ВАЗов «восьмого» и «девятого» семейства.
Инжекторные модификации
В 2000 годах Волжский завод модернизировал старый карбюраторный мотор на 1.5 литра и сделал его инжекторным. Благодаря системе распределительного впрыска значительно увеличилась мощность мотора – до 78 «лошадей», вырос крутящий момент, при этом снизился расход топлива. Также следует подчеркнуть экологичность работы «девяток», у которых инжекторный двигатель.
ВАЗ-2109 и технические характеристики его ДВС
Давайте рассмотрим характеристики наиболее популярного мотора, который устанавливался на «девятку» на протяжении более 10 лет. Речь идет о полуторалитровом 8-клапаннном агрегате с карбюраторным типом питания. Все характеристики мы разделим по пунктам:
- Количество цилиндров. Их было 4, как и на всех других ДВС «девятки».
- Диаметр поршня. Для каждого цилиндра он составлял 82 миллиметра.
- Порядок работы мотора: 1-3-4-2. Это классическая схема работы всех карбюраторных двигателей.
- Степень сжатия – 9.9.
- Номинальная мощность мотора. При 5600 оборотах в минуту она составляла пятьдесят одну лошадиную силу. В динамике этот показатель увеличивался до 68 лошадиных сил.
- Минимальное количество оборотов, которое может проделать коленчатый вал – от 750 до 800.
- Ход поршня. На 1.5-литровом моторе данный показатель составлял семьдесят один миллиметр.
- Максимальный крутящий момент при 5600 оборотах в минуту – 106,4 Нм.
Благодаря такому агрегату «девятка» была одним из первых отечественных авто, которое имело такие превосходные характеристики динамики. Максимальная скорость автомобиля по паспортным данным составляла 148 километров в час. При этом рывок с нуля до «сотни» оценивался в 14 с лишним секунд. Для авто конца 80-х годов это весьма и весьма хороший динамический показатель. Конечно, сейчас появились более мощные и экономичные аналоги. Однако наши автовладельцы нашли способ возродить старую добрую «девятку» и усовершенствовать ее «сердце» по максимуму. Как вы догадались, это тюнинг двигателя. ВАЗ-2109 можно доработать несколькими способами. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Увеличение объема мотора
Существует целый ряд различных методов форсирования ВАЗовского мотора. Самый надежный из них – это увеличение его рабочего объема. Эффективность данного метода, как говорится, налицо. Судите сами – в камеру сгорания попадает больше горючей смеси, соответственно, в таком количестве она дает много энергии. Если произвести подобный ремонт двигателя, ВАЗ-2109 станет мощнее на 20-40 процентов. Но вот незадача – вместе с мощностью у машины увеличивается и расход топлива на 15-20 процентов. Поэтому прежде чем приступать к тюнингу, обратите внимание на последствия. Впрочем, расход – не столь существенная проблема. Вместо 7 литров теперь она будет «кушать» 8.4. Разница не пугает и не шокирует.
Замена коленчатого вала
Если установить на «девятку» другой коленвал (с большим радиусом кривошипа), можно добиться высокого хода поршня. Соответственно, и объем цилиндров будет больше (то есть станет мощнее двигатель). ВАЗ-2109 в таком случае не будет «кушать» больше топлива, при этом его динамика значительно возрастет.
Правда, это более затратный метод, чем расточка блока цилиндров. Среди новых деталей, которые необходимо приобрести для данных работ, следует выделить такие, как:
- Новый коленчатый вал. Диаметр его кривошипа обязательно должен составлять от 75 до 80 миллиметров.
- Комплект новых поршней. Следует выбрать такие, которые максимально будут подходить под приобретенный коленчатый вал. Важно учитывать, что блок цилиндров имеет свою предельную высоту и сильно большой поршень в нем работать не будет.
- Поршневые кольца (комплект компрессионных и маслосъемных).
Помимо этого вам нужно найти мастера, который выполнит работы по расточке блока под заданный комплект поршней. По времени весь тюнинг двигателя (ВАЗ-2109-21099) может занять от 1 до 3-4 недель.
Доработка ГБЦ
Как ни странно, но увеличение рабочего объема – это не всегда выгодный метод форсирования двигателя. Иногда автомобилисты прибегают к доработке ГБЦ и замене распределительного вала на тюнинговый (то бишь нестандартный). На деле этот способ действительно впечатляет своей результативностью. Однако для этого нужно потратить очень много времени и усилий, так как доработка будет касаться не только головки блока. Это может быть и запрессовка других седел, и установка новых клапанов с большим диаметром. Если сделать такой ремонт двигателя, ВАЗ-2109 будет мощнее на 5-15 процентов в зависимости от количества проделанной работы.
Выпускная система
Исследования показали, что автомобиль теряет значительную часть своей мощности именно на выход отработавших газов из системы. Соответственно, если доработать систему выхлопов, можно существенно увеличить мощность двигателя. Этот метод хорош тем, что не требует наличия опытной слесарной руки. Еще в нем нет необходимости дорабатывать непосредственно мотор. Двигатель остается в прежнем состоянии. Но для того чтобы газы освобождались с большей скоростью, нужно тщательно просчитать конструкцию выхлопной системы своей машины. Вся суть доработки заключается в увеличении диаметра труб, изменении их профиля и внутренней полировке. Способ менее сложный, чем два предыдущих, но тоже весьма трудоемкий.
Что это может дать? Благодаря доработке системы выхлопов мощность двигателя возрастает на 15 процентов. Если учесть, что в ходе работ вы ни разу не разбирали мотор, а просто «тюнинговали» трубы, то данный способ можно считать одним из самых результативных среди всех прочих.
Замена двигателя
ВАЗ-2109 – очень специфический автомобиль. Дело в том, что ранние моторы, устанавливаемые на «девятку», имеют меньшую мощность и слабую – как по сегодняшним меркам – динамику. Все кардинально изменилось лишь в 2000-е, когда Волжский автозавод стал укомплектовывать «девятки» новыми инжекторными агрегатами. Благодаря применению новой технологии подачи топлива в цилиндр значительно увеличилась мощность и динамика разгона автомобиля. К чему весь этот разговор? Все дело в том, что увеличить мощность мотора можно без мучительной расточки и доработки коленвала. Для этого достаточно купить и установить целиком инжекторный ВАЗовский мотор вместо прежнего карбюраторного. Однако этот способ действенный лишь для тех, у кого стоят карбюраторные 1.3 и 1.5-литровые моторы.
Если купить новый двигатель, ВАЗ-2109 (цена на мотор которого составляет 25-30 тысяч рублей) станет не только быстрым и маневренным, но и экономичным в плане расхода топлива. Ведь как ни крути, а инжектор – более усовершенствованная система распределения топлива.
При этом старый мотор всегда можно продать по запчастям (или целиком с навесным оборудованием). В итоге цена всего тюнинга будет составлять от 10 до 15 тысяч рублей.
За сколько времени можно снять двигатель? ВАЗ-2109 имеет относительно простую конструкцию, поэтому заменить старый карбюратор на инжектор можно за 1-2 дня. Важно, чтобы новый мотор включал в себя и навесные детали. Без них не будет работать новый двигатель. ВАЗ-2109 «инжектор» отличается низким расходом топлива (порядка 6-7 литров) и большой мощностью. Это идеальный вариант для тех, кто хочет быстро и надежно увеличить мощность своей «девятки».
Установка мотора с иномарки
Какой двигатель на ВАЗ-2109 можно установить с иномарки? Это вопрос очень сложный, так как единого ответа на него нет. Некоторые автомобилисты советуют ставить мотор от немецких «Ауди» и «Фольксвагенов» 90-х годов выпуска. Но одним из самых подходящих вариантов является установка мотора от «Опеля Вектры».
Однако каким бы этот мотор ни был, монтировать его лучше с родной КПП. А это уже дополнительные затраты, причем в большей мере с финансовой стороны. Плюс ко всему, вам придется вписывать новый мотор в техпаспорт.
Какой вариант подойдет лучше всего?
Как видите, способов доработки мотора «девятки» большое множество. Мы же рекомендуем просто заменить мотор на другой. Но не с иномарки, а с инжекторного ВАЗа. Так у вас не будет проблем с установкой (ведь конструкция кузова не менялась десятилетиями) и очередями в ГАИ. В крайнем случае можно сделать мотор в ПТС безномерным.
Ну а вдобавок к новому мотору можно доработать старую выхлопную систему, заменить коллектор и глушитель. Произведя все эти операции, вы увеличите мощность своего авто на 30-40 процентов. После такого тюнинга машина будет «брать сотню» за 10, а то и меньше секунд. Главное – знать последовательность всех работ по тюнингу.