Закон об ОСАГО новая редакция 2016 года
Закон об ОСАГО новая редакция 2018
С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.
Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим – в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.
Статьи закона об ОСАГО
Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО
Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.
Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.
Основные положения Закона об ОСАГО
- декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
- определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
- порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
- перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
- описание процедур возмещения убытков;
- порядок оспаривания позиций любой из сторон;
- реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений
Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.
Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО
Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:
- Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
- Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
- Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
- Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
- Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.
С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.
Плюсы и минусы страхования ОСАГО
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:
- общая взаимная ответственность всех участников движения
- быстрая выплата компенсаций;
- оперативное оформление страхового случая;
- быстрое оформление полиса;
- возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
- поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
- относительно небольшая стоимость;
Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.
В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:
- невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
- безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
- множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
- бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
- недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний
Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.
В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.
Заключение
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.
Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.
Закон об ОСАГО: новая редакция 2016-2017 года
Высокая стоимость полиса, невозможность купить страховку в регионах, то, что денег, полученных от страховой компании, не хватает на ремонт автомобиля, — это лишь часть проблем «автогражданки», с которыми сталкиваются автовладельцы. Что нового ждет нас в ближайшем будущем в области автострахования?
Доступность ОСАГО 2016-2017
До сих пор многие автовладельцы сталкиваются с проблемой покупки ОСАГО. Это особенно актуально для так называемых «токсичных» регионов: Волгоградская, Мурманская, Ивановская, Ростовская, Челябинская области и Краснодарский край. Хотя в реальности список куда больше. Когда в РСА начали обсуждать вопрос доступности ОСАГО, проблемных регионов было всего три, но за короткий промежуток времени это число удвоилось. По словам президента РСА Игоря Юргенса, ситуация развивается лавинообразно, в ЦБ говорят, что она охватывает уже 30 регионов, или треть страны.
Для решения проблемы был запущен специальный проект — «Единый агент РСА». Смысл его в следующем: компании, у которых нет представительств в проблемных регионах, будут продавать свои полисы через офисы коллег. Соглашение подписали почти все страховые компании. Но есть и те, кто занял выжидательную позицию. Игорь Юргенс пояснил, что желающие работать присоединились к проекту, а отказники, видимо, занесены в черный список.
Актуальные автоновости 2016-2017
К слову, проект уже дает результаты. В РСА говорят о 300 договорах, ежедневно заключаемых компаниями в рамках «Единого агента РСА». Конечно, этого мало. Но в Союзе автостраховщиков отмечают постоянный рост таких продаж: уже в скором времени страховые компании должны продавать по новому соглашению около 30 тысяч полисов в месяц. В РСА полагают, что подобная система поможет снять напряженность в офисах страховых компаний.
Помимо «Единого агента РСА» с начала следующего года все без исключения страховые компании будут обязаны продавать электронные полисы. Е-ОСАГО сейчас является добровольным для компаний, на данный момент продажами онлайн занимаются лишь 15 компаний, их услугами воспользовались уже около 200 тысяч раз. Небольшое число фирм, работающих в системе электронных продаж, связано с достаточно серьезными финансовыми вложениями во внедрение нового продукта. Ведь страховой компании необходимо создать новый канал продаж, сделать так, чтобы программное обеспечение не давало сбоев при просчете большого объема информации. А раз вид продаж новый, придется менять систему учета и администрирования договоров ОСАГО. В общем, проблем тоже хватает. Так что, за е-полисы пока берутся далеко не все. Но выбора у страховых компаний нет.
Придется или наладить работу по продаже е-полиса, или уйти с рынка. Дело в том, что компании, не внедрившие у себя продажу электронных полисов, не смогут работать в обязательном страховании. Таковы требования закона. В ЦБ предполагают, что число страховщиков, работающих с «автогражданкой», сильно сократится. За оставшимися будут пристально наблюдать. Что касается работы сайтов страховых компаний, через которые и будут продавать е-полисы, тут мнение ЦБ однозначное. Не должно быть таких ситуаций, когда потребитель вместо полиса получает сообщение о невозможности обработать запрос. Хочется надеяться, что мы сможем покупать страховку через интернет так же просто, как и авиабилеты.
С введением Единой методики споров по суммам стало намного меньше. Неплохо было бы дать водителям возможность выбирать экспертов самостоятельно.
Выплата ОСАГО 2016-2017
В страховом сообществе все чаще говорят о переходе на натуральное возмещение ущерба пострадавшим. Многие фирмы уже активно продвигают такой вид возмещения. С 2015 года пострадавшему предлагается отремонтировать автомобиль в автосервисе. В некоторых компаниях такой вид выплаты достиг больше 30% всех обращений.
Причем в большинстве случаев пострадавшему не приходится доплачивать и за износ. Но многих автовладельцев пока останавливает страх перед неизвестными автосервисами. А вдруг там ремонт будет некачественным? При этом, что интересно, водители, у которых есть каско, почти всегда выбирают ремонт на СТО, так что не исключено, что со временем такая же ситуация будет и с ОСАГО. Но полностью отказаться от денежной компенсации нельзя. В противном случае это нарушение прав автомобилистов. А вот сделать так, чтобы они охотнее выбирали натуральную форму возмещения, — задача страховых компаний.
Направление на ремонт по ОСАГО выбирают все больше автовладельцев.
К примеру, РСА разрабатывает достаточно серьезные требования к СТО, желающим работать по ОСАГО. Автосервисы, гарантирующие быстрый и качественный ремонт машины, включаются в реестр аккредитованных союзом станций. После аварии вы сдаете документы в страховую компанию и сами (!) выбираете автосервис из числа аккредитованных РСА. Такой вариант представляется куда более реальным.
Федеральный закон ОСАГО с последними поправками
- 1. Содержание закона об ОСАГО
- 1.1 Что регулирует ФЗ №40
- 1.2 О возмещении ущерба в натуральной форме
- 1.3 Если попал в ДТП
- 2. Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году
- 3. Какие еще нововведения ожидают автомобилистов
Содержание закона об ОСАГО
Федеральный закон об ОСАГО 2018 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП. Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС. Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.
Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного. Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере. Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.
ФЗ №40 об ОСАГО с последними изменениями 2019 года делает акцент на праве автолюбителей самостоятельно выбирать тарифный план и стоимость страховки, а также на пролонгированной ответственности владельца полиса ОСАГО. Смысл изменения в том, что при покупке нового полиса водитель, который совершал раньше ДТП, заплатит за него повышенную стоимость в соответствии с коэффициентом бонус-малус.
Подобная концепция автострахования сложилась в мировой практике, которая считается действенной при добросовестном соблюдении условий договора сторонами, в том числе и страховой организацией.
Что регулирует ФЗ №40
Страховые правоотношения ФЗ «Об ОСАГО» прежде всего имеют гражданско-правовой характер, который предусматривает особенности гражданской ответственности владельца ТС, как источника повышенной опасности (ст. 2 ФЗ №40):
- за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
- законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
- процедуру фиксации и разбора аварии;
- порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
- перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
- регулирование претензионных споров сторон.
О возмещении ущерба в натуральной форме
Закон об ОСАГО 2019 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.
К процессу восстановления ТС в натуральной форме установлены следующие требования:
- период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
- список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
- калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
- место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
- СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
- гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
- при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.
Если попал в ДТП
Порядок фиксации автопроишествия без привлечения инспекторов ГИБДД стал более детализирован и конкретен. Законом установлено, что ДТП, в котором столкнулось не больше двух ТС с повреждением, разрешается оформить без вызова инспекторов ГИБДД. У участников ДТП должен быть полис ОСАГО, а вред причинен только ТС. Но разногласия у сторон по поводу причиненного ущерба, обстоятельств и характера аварии недопустимы. Формуляр европротокола с заявлением о компенсации направляется водителями страховым организациям в пятидневный срок с момента ДТП.
Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году
Рассмотрим, какие новые положения и изменения разработаны и внесены в новый закон об ОСАГО:
- Увеличили максимальный порог выплат компенсаций по европротоколу до 100 000 рублей, по возмещению понесенного ущерба размер выплаты повысили до 400 000 рублей. Подняли планку размера компенсации ущерба, причиненному жизни и здоровью застрахованного, до 500 000 рублей. Размер выплат рассчитывается пропорционально таблице коэффициентов по тяжести полученных травм. При гибели застрахованного выгодоприобретатели (родственники) получают 475 000 рублей, а также 25 000 рублей — расходы, связанные с ритуальными услугами по погребению погибшего.
- Создали объединенную информационную базу по страховым и страхователям для более детального контроля за надлежащим соблюдением условий договора автострахования каждой из сторон.
- Срок действия полиса ОСАГО распространяется на один год и не может быть меньше. Соответственно, КБМ будет устанавливаться один раз в год — 01.04. Предусмотрено оформление договора на 20-дневный срок без карты диагностики при покупке транспортного средства и перегона к месту регистрации и техосмотра.
- Запрещено проводить и ссылаться на независимую экспертизу. Резолюции и документы, которые предоставляются сторонами на основе выводов независимой экспертизы, юридической силы не имеют.
- ЦБ РФ взял на себя обязанность заниматься установлением предельного верхнего и нижнего порога тарифных ставок по страховке ОСАГО. Базовые тарифные показатели и коэффициенты, применяемые страховыми организациями не должны противоречить требованиям, которые установлены Центробанком. С января 2019 года верхние и нижние пределы тарифных ставок расширены Центробанком на 20% в каждую сторону. Страховые вправе вводить собственный тариф только в пределах принятого тарифного коридора.
- За возмещением в страховую стало возможным обращаться вне зависимости от количества участников ДТП, раньше ограничивалось двумя. Предусмотрен прямой порядок возмещения ущерба, когда застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновного в аварии.
- Без диагностической карты о состоянии автомобиля страховка оформляться не будет.
- Отрегулирован процесс покупки страховых полисов онлайн. Оформить полис можно через официальный сайт компании страховщика. Здесь есть исключение: купить онлайн-страховку не смогут водители-новички, сведений о которых нет в базе РСА. Электронный полис наделен такой же юридической силой, как и бумажная страховка. Если сервис по предоставлению страховок онлайн отсутствует на сайте страховой компании, ЦБ РФ вправе приостановить или лишить лицензии СК.
- Законом урегулирован вопрос рассмотрения споров между страхователем и страховой организацией. При наступивших разногласиях между сторонами страхователь направляет претензию, дополненную необходимыми документами, которые подтверждают и обосновывают позицию потерпевшего. Организация-страховщик рассматривает претензию в течение пяти дней и направляет потерпевшему либо согласие на удовлетворение требований, либо отказ с указанием мотивированных причин. Если дело дошло до искового разбирательства в суде, в ходе которого суд удовлетворил иск истца (потерпевшего), на ответчика (страховую) будет наложен штраф из расчета 50% разницы между суммой страховой выплаты, установленной судом, и выплатой, произведенной страховщиком в добровольном порядке.
- ФЗ ужесточил ответственность страховых при нарушении сроков выплат по страховым рискам или возмещению вреда в натуральной форме в виде работ по восстановлению ТС. Страховая компания-нарушитель обязана будет уплатить пени в сумме 1% за каждый день просрочки от размера страховой выплаты.
- На должностных лиц возлагается административная ответственность в виде штрафа в 50 000 рублей при необоснованном отказе в заключении договора страхования либо навязывании дополнительных услуг, которые законом не относятся к обязательным.
Новый закон об ОСАГО еще будет дорабатываться и корректироваться с учетом нынешней практики и мнения экспертов.
Какие еще нововведения ожидают автомобилистов
В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.
Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.
Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.
Правила страхования ОСАГО в 2016 году
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулярно претерпевает изменения, направленные на улучшение положения автовладельцев, снижение затрат СК и упорядочение структуры рынка. За последний 2016 год общее число изменений перевалило за сотню. В данной статье разберем основные изменения, произошедшие в указанном году, а также нововведения, вступившие в силу в 2017 году.
Какие изменения не наступили 01 января 2017 года?
Как было сказано выше, из всех инициатив, предлагавшихся РСА, ЦБ, Правительством и Госдумой РФ и инициативными группами, в нынешнюю редакцию Федерального Закона включено лишь оформление электронных полисов и внедрение единой информационной базы РСА. Она позволяет СК обмениваться информацией о бывших и нынешних клиентах. Не нашли отражения в нынешней редакции следующие изменения:
- запрет на привлечение независимых экспертов;
- замена компенсационных выплат натуральной схемой;
- увеличение ущерба по «Европротоколу» до 100 тыс. руб.;
- отмена коэффициентов мощности ТС;
- отказ от амортизации запчастей и деталей, идущих под замену;
- увеличение числа категорий ТС, где полис не нужен;
- «привязка» стоимости полиса к количеству совершенных нарушений ПДД.
Европротокол
Главным нововведением в 2016 году стало расширение требований, предъявляемых к оформлению ДТП без привлечения уполномоченных на то сотрудников полиции — по, так называемому, Европротоколу. При соблюдении ряда требований некоторые аварии можно не оформлять в ГИБДД и, после составления схемы, сразу отправляться в свою компанию. Стороны ДТП по-прежнему могут оформить ДТП в соответствии с Европротоколом, в случаях если:
- очевидная стоимость повреждений не превышает 50 тыс. руб.;
- в ДТП пострадали только ТС (не больше двух);
- в аварии не пострадали граждане — водители, пассажиры, пешеходы;
- ответственность обоих участников ДТП защищена автогражданкой;
- у участников инцидента нет разногласий по поводу роли и вины каждого;
- по факту ДТП составлена схема с указанием объектов окружающей инфраструктуры;
- место ДТП прошло фото- и видеофиксацию с указанием координат через ГлоНАСС или иную систему спутникового позиционирования.
Пакет документов, составляющийся участниками на месте ДТП по Европротоколу, не может быть изменен или увеличен по требованию. Между тем, нечистоплотные менеджеры иногда требуют от граждан справку о ДТП или форму калькуляции поврежденных деталей, чтобы, не получив их, отказать в возмещении по ОСАГО. Это незаконно!
Электронные полисы ОСАГО
В 2016 г. в России были введены электронные полисы ОСАГО, с ходу названные е-ОСАГО. С 01 июля 2016 года граждане, имевшие на руках бумажные полисы, получили право пролонгировать автогражданку в электронной форме, а полноценная продажа стартовала 01 октября. Информация не всегда передавалась в органы ГИБДД, поэтому автовладельцам рекомендовали распечатывать электронную квитанцию и возить с собой.
Изменившиеся правила обязательного страхования гражданской ответственности совпали с двумя знаковыми решениями, также отраженными в Законе «Об ОСАГО». Во-первых, за отказ в продаже бумажного полиса положен штраф в размере 50 тыс. руб. Это стало ответом на отказ реализации автогражданки в убыточных регионах и навязывание дополнительных услуг.
Во-вторых, в сфере автогражданки стало применяться досудебное урегулирование споров: если заявитель дважды направляет заявление на возмещение, СК после второго раза обязана выплатить заявленную сумму, либо дать мотивированный ответ. Далее — суд.
Нововведения 2017 г.
Единственное принципиальное изменение 2017 года, затронувшее правила ОСАГО, стало обязательство (а не право) СК продавать электронные полисы. Однако проходившая весь 2016 год подготовка ударила по ним самим: компании нередко отказывались продавать полисы новым клиентам, теряли коэффициент бонус-малус, навязывали дополнительные условия.
В декабре 2016 года, пока Центробанк России и РСА проводили консультации по повсеместному внедрению «электронного ОСАГО», СК не заключали договоров (даже в рамках пролонгации) с клиентами из других субъектов РФ. На вопрос, как быть, если транспортное средство принадлежит ближайшим родственникам, менеджеры СК отвечали: перерегистрируйте ТС на себя!
В 2017 году все страховые компании обязаны:
- продавать Е-ОСАГО любому обратившемуся лицу;
- обеспечивать бесперебойную работу официального сайта;
- информировать о проводимых на сайте работах не менее чем за сутки;
- допускать отключение сайта не более чем на четыре часа за месяц;
- выдерживать нагрузку в 10 000 посетителей одновременно (для новых сайтов);
- принимать заявления на продажу ОСАГО любым электронным способом (включая E-mail);
- использовать официальные данные из базы РСА.
Последний пункт вызывает наибольшие сомнения. Нечистоплотные игроки часто «забывали» передавать в РСА бонус-коэффициент, из-за чего опытный водитель, не допускающий ДТП, из года в год ездил с одной и той же скидкой. При оформлении е-ОСАГО специалист СК вновь обратится в информационную базу Союза и насчитает имеющиеся там скидки.
Пункт «К» ст.14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает вероятность отказа в выплате, если клиент при заключении договора в виде электронного документа предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера премии. Проще говоря: неправильно заполнил форму на сайте — сэкономил тысячу рублей — остался без компенсации!
Юристы и представители Российского союза автостраховщиков подчеркивают: перед оплатой автогражданки необходимо уточнить общую скидку. Если оплата уже произведена, нужно ехать в офис СК и писать заявление на возврат излишне уплаченных денег, после этого в форму е-ОСАГО и распечатанную квитанцию с сайта будут внесены изменения.
Если гражданин, оформив е-ОСАГО, все же захочет получить бумажный полис, документ будет выдан ему на руки или отправлен почтой бесплатно — правила ОСАГО предусматривают такой вариант. Заказчик, помимо стоимости электронного бланка, оплачивает лишь пересылку.
Независимая экспертиза в 2016 году
Во время обсуждения последних поправок в Закон «Об ОСАГО» резонанс вызвали планы РСА запретить привлечение независимых автомобильных экспертов. По словам представителей главы Союза, правозащитники отсуживали до 10 млрд руб. ежегодно, указывая в исковых требованиях суммы, завышенные в несколько раз по сравнению с независимыми экспертами — нередко, аффилированными.
К лицам, попавшим в ДТП, приезжали независимые правозащитники. Стороны заключали договор, по которому потерпевший получал определенную сумму «здесь и сразу», а взамен выписывал доверенность на право представления своих интересов в СК и суде. Далее талантливые юристы составляли тысячи грамотных исков и выигрывали!
Если учесть, что суды вставали на сторону этих самых правозащитников (то есть, признавали законное право требования и исковую сумму), они находились в рамках правового поля. Следовательно, заявления функционеров РСА о «почти воровстве» 10 млрд руб. не имеют отношения к реальности, а теряемые деньги должны были оставаться операционной прибылью?
Нововведения 2017 г.
Для противодействия посторонним юристам претерпел изменения п. 11 ст. 12 Закона «Об ОСАГО». При наступлении случая, гражданин обязан в установленный законом срок подготовить заявление о выплате — раньше требовалось предоставить транспортное средство или его остатки для осмотра. Если таковое не поступало, гражданин не имел права на выплату. Кроме того:
- потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу до направления документов в СК;
- если она была организована в обход СК, результаты не принимаются;
- срок выплаты исчисляется с момента первичной или повторной подачи документов в СК.
Для прохождения экспертизы необходимо предоставить:
- регистрационные документы на транспортное средство;
- документы о ДТП или их копии, направленные в СК;
- справку о ДТП (если она выдавалась сотрудником ГИБДД);
- направление на экспертизу, если между СК и экспертом (компанией) заключено соответствующее соглашение;
- иные документы по факту аварии.
Пункт 5 тех же Правил гласит: автовладелец вначале обязан обратиться к СК за направлением на экспертизу, и идти в независимую структуру, только если ему не было выдано направление в установленный законом срок. Следовательно, привлеченные правозащитники, действуя по доверенности, все равно должны обратиться в СК за направлением, и лишь в случае несогласия имеют право провести альтернативную проверку.
Банкротство СК в 2016 году
Большое значение для профессионального сообщества, но не очень — для рядовых потребителей — имеет ст. 20, где появилось понятие банкротства страховой компании и переход ее прав и обязанностей к профессиональному объединению (ПОС). В 2016 году указывалось, что ПОС вправе подавать регрессные иски и истребовать компенсации с виновников ДТП.
С 01 января 2017 года появился целый абзац, связанный с банкротством. В законодательстве сказано буквально следующее: ПОС имеет право требования в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
Подводя итог
Вопреки планам Центробанка России полностью перекроить Закон «Об ОСАГО», изменений с 01 января 2017 года немного: введение электронных полисов ОСАГО, приоритет независимых экспертов от СК над сторонними, переход прав и обязанностей банкротящихся компаний к профессиональным сообществам. С правовой точки зрения, изменение носит эволюционный, а не революционный характер.