Какое давление в системе охлаждения ВАЗ 2107
Устройство техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2107
Назначение, классификация и принцип действия системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Система охлаждения двигателя предназначена, для поддерживания оптимального теплового режима двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей.
На автомобиле ВАЗ 2107 она жидкостная, закрытого типа, заправочный объём: 8,65л
На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
* нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
* охлаждение масла в системе смазки;
* охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
* охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
* охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач
Система охлаждения двигателя – жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Принцип действия системы охлаждения заключается в том, что после пуска двигателя и до достижения температуры охлаждающей жидкости 80°С, она циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. При нагреве жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору, где жидкость охлаждается и по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг) Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода или корпуса дроссельной заслонки (на впрысковом двигателе).
Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Рисунок 1 Детали системы охлаждения карбюраторного двигателя
1 – радиатор отопителя; 2 – шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 – шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 – трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 – перепускной шланг; 6 – расширительный бачок; 7 – соединительный шланг расширительного бачка; 8 – шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 – пробка радиатора; 10 – электровентилятор радиатора; 11 – радиатор системы охлаждения; 12 – датчик включения электровентилятора; 13 – шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 – насос охлаждающей жидкости; 15 – шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 – термостат; 17 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 19 – кран отопителя; 20 – трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя
Рисунок 2 Детали системы охлаждения впрыскового двигателя
1 – радиатор отопителя; 2 – шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 – шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 – шланг отвода охлаждающей жидкости от узла подогрева корпуса дроссельной заслонки; 5 – датчик (системы управления) температуры охлаждающей жидкости; 6 – шланг подвода охлаждающей жидкости к узлу подогрева корпуса дроссельной заслонки; 7 – расширительный бачок; 8 – шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 – соединительный шланг расширительного бачка; 10 – пробка радиатора; 11 – радиатор системы охлаждения; 12 – электровентилятор радиатора; 13 – шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 – насос охлаждающей жидкости; 15 – шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 – термостат; 17 – перепускной шланг; 18 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 19 – трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 20 – кран отопителя; 21 – трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя
Радиатор и электровентилятор:
Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову автомобиля ваз 2107 двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждающей жидкости с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева охлаждающей жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть охлаждающей жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.
Электровентилятор – установлен за радиатором. Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора охлаждения имеют переменный по радиусу угол установки и шаг. Электровентилятор карбюраторного двигателя включается от датчика, ввернутого в нижнюю часть правого бачка радиатора. На автомобилях ваз 2107 ранних выпусков с постоянной принудительной вентиляцией датчик включения вентилятора и электровентилятор не устанавливались. Крыльчатка вентилятора крепилась к шкиву насоса охлаждающей жидкости и вращалась постоянно при работающем двигателе на автомобиле ваз 2107. На инжекторном двигателе автомобиля ваз 2107 электровентилятор управляется командами ЭБУ (через реле). Исходными данными для этих команд служит сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости, установленного в отводящем патрубке системы охлаждения.
Рисунок 3 Детали радиатора и электровентилятора
1 — радиатор; 2 — пробка радиатора; 3 — вентилятор; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — кожух вентилятора; 6 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 — сливная пробка радиатора; 8 — нижняя опора радиатора
Насос охлаждающей жидкости:
Центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос охлаждающей жидкости ваз 2107 состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка насоса охлаждающей жидкости крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом насоса охлаждающей жидкости и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса охлаждающей жидкости вращается в двухрядном закрытом подшипнике. На передний конец валика насоса охлаждающей жидкости напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний – чугунная или пластмассовая крыльчатка.
Рисунок 4 Детали насоса охлаждающей жидкости
1 — корпус; 2 — подшипник; 3 –шкив; 4 — ступица шкива; 5 — стопорный винт подшипника; 6 — крышка; 7 — валик; 8 — сальник; 9 –крыльчатка
Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя автомобиля ваз 2107 и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С основной клапан термостата закрыт, а перепускной клапан – открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя автомобиля ваз 2107. Температура начала открытия основного клапана термостата на автомобиле ваз 2107 должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана термостата должен составлять не менее 6 мм. При нагреве охлаждающей жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной клапан термостата закрывается. Охлаждающая жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора охлаждающая жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает охлаждающую жидкость в рубашку охлаждения (большой круг). В интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении, и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя охлаждающая жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода или корпуса дроссельной заслонки (на инжекторном двигателе автомобиля ваз 2107).
Рисунок 5 Детали термостата
1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок от радиатора; 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу
ВАЗ 2107: принцип работы системы охлаждения
ВАЗ-2107 — легендарный седан производства ООО «АВТОВАЗ» серийно выпускался на протяжении 30 лет. Представляя собой улучшенный («люксовый») вариант модели ВАЗ-2105, он неоднократно модернизировался. Кроме того за годы выпуска было разработано большое количество различных модификаций, на которые устанавливались как инжекторные двигатели, так и моторы с установленными на них карбюраторами. Так, в зависимости от варианта исполнения, на ВАЗ-2107 устанавливались:
- 1. Инжекторные двигатели с объемом цилиндров:
- 2104 — 1,5 л;
- 21067 — 1,6 л;
- 21213 — 1,7 л.
- 2. Карбюраторные моторы с объемом цилиндров:
- 2103 — 1,5 л;
- 2105 — 1,3 л;
- 2106 — 1,6 л;
- 21034 — 1,4 л.
Все двигатели имеют однотипную конструкцию с высокой степенью унификации. Это в полной мере относится и к системе их охлаждения, которая организована по единому двухконтурному принципу. Она призвана обеспечивать необходимый температурный режим работы силового агрегата посредством корректируемого отбора тепла от нагревающихся составных частей.
Система охлаждения моторов ВАЗ
Система охлаждения ДВС (двигатель внутреннего сгорания) функционирует за счет целенаправленного принудительного движения технического раствора по замкнутому контуру. Циркуляция автожидкости осуществляется под действием водяного насоса. При этом она, отнимая тепло у нагретых участков, обеспечивает охлаждение мотора.
В общем виде система охлаждения мотора включает в себя:
- 1. Радиатор с основным вентилятором;
- 2. Неразборный термостат;
- 3. Циркуляционный (водяной) насос;
- 4. Рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока;
- 5. Бачок расширительный;
- 6. Радиатор отопителя с электрическим вентилятором;
- 7. Патрубки и шланги соединительные;
- 8. Кран радиатора отопителя («печки»);
- 9. Датчик температуры;
- 10. Прибор контроля температуры технического раствора (входит в комбинацию приборов).
В системе охлаждения мотора с инжектором дополнительно устанавливается узел подогрева корпуса дроссельной заслонки. Это предотвращает обмерзание дроссельной заслонки в зимний период (при малых углах открытия).
В силовых установках ВАЗ-2107 роль охлаждающей жидкости выполняет тосол, который обладает оптимальным соотношением «цена/качество». Возможно также применение более дорогого антифриза, однако для этого необходимо предварительно тщательно промыть всю систему. Объем технической жидкости, заливаемой в систему охлаждения мотора ВАЗ-2107 составляет 9,85 л.
ВАЖНО: использование воды при охлаждении ДВС запрещено. При возникновении непредвиденных ситуаций возможно кратковременное заполнение системы водой с последующим ее промыванием.
Принцип действия
При запуске двигателя циркуляция тосола происходит под действием водяного насоса. Первоначально ее движение осуществляется по малому контуру (кругу) при закрытом термостате. При этом в радиатор она не попадает. Это позволяет ускорить процесс прогрева двигателя до оптимальной рабочей температуры.
При нагревании тосола увеличение его объема компенсирует расширительный бачок. Именно в него поступает горячая автожидкость, которая затем возвращается в контур охлаждения.
После прогрева мотора до температуры 85-95 градусов Цельсия, открывается термостат и техническая жидкость начинает циркулировать через радиатор, то есть по большому кругу. При этом прохладный тосол, находящийся в радиаторе, поступает в рубашки силовой установки и охлаждает его до оптимальной температуры.
В случае дальнейшего нагрева силовой установки (если он не успевает охлаждаться), по команде датчика контроля температуры включается электрический вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор и мотор до тех пор, пока жидкость не охладится до определенного значения, после чего выключается. Таким образом постоянно поддерживается необходимая температура технического раствора и двигателя.
Во время холодов можно направить часть горячего тосола в радиатор «печки». При этом обеспечивается обогрев внутреннего объема транспортного средства за счет избыточного тепла, отнимаемого у горячей субстанции.
Техническое обслуживание
Обязательным условием работоспособности ДВС является регулярное техническое обслуживание системы, обеспечивающей его охлаждение. Сводится оно к:
- постоянному контролю уровня охлаждающей жидкости;
- диагностике негерметичности системы (при необходимости);
- замене неисправных деталей и узлов.
Контроль уровня охлаждающей жидкости
Уровень охлаждающего раствора представляет собой важный параметр, обеспечивающий безотказное функционирование двигателя. При эксплуатации объем тосола, залитого внутрь системы изменяется. Контролируют его уровень по специальным меткам, нанесенным на расширительный бачок. В случае понижения или повышения уровня, необходимо откорректировать количество тосола.
Диагностика негерметичности системы
Одна из основных неисправностей системы — нарушение ее герметичности. Свидетельствуют об этом:
- постоянное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
- специфический запах технического раствора;
- мокрые следы под автомобилем.
Недостаточный объем технической жидкости способствует перегреву двигателя. Места протечек определяются при визуальном осмотре подкапотного пространства или салона (при нарушении герметичности радиатора «печки» или крана отопителя).
Внимание! Технические жидкости, используемые для охлаждения двигателя токсичны. Поэтому, работая с ними, необходимо соблюдать требования безопасности. Сливать ее из мотора можно только в специально подготовленную емкость объемом не менее 5 литров.
Охладительная система на ВАЗ 21074 инжектор
Одним из основных условий бесперебойной работы двигателя является его качественное охлаждение, так как без своевременного отвода тепла и поддержки нужной температуры мотор быстро перегревается. Система охлаждения на ВАЗ 21074 инжектор является сложным механизмом, состоящим из множества элементов.
Устройство и принцип работы системы охлаждения
Система охлаждения на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Система состоит из следующих деталей:
- насос;
- радиатор;
- расширительный бачок;
- термостат неразборный;
- электровентилятор четырехлопастной;
- рубашка охлаждения блока цилиндров;
- трубопроводы и шланги;
- сливные пробки.
Охлаждающая жидкость в рубашках охлаждения забирает тепло у нагревающихся деталей двигателя, затем под воздействием давления, создаваемого насосом, начинает циркулировать по системе, тем самым осуществляя теплообмен.
Если жидкость не успевает остыть до необходимого уровня, автоматически включается вентилятор, который будет работать до тех пор, пока жидкость не охладится.
Неисправности
При нормальном температурном режиме стрелка указателя не доходит до красного поля, значит, температура в пределах 80-100 градусов. Но если стрелка все же переходит красную зону, значит, тепловой режим двигателя повышен, и в системе охлаждения на ВАЗ 21074 могут присутствовать следующие неполадки:
- ослабление ремня приводов насоса;
- утечка или недостаточное количество охлаждающей жидкости;
- неисправность термостата;
- неисправность электровентилятора;
- неисправность помпы;
- тяжелые дорожные условия.
Замена водяного насоса
Помпа (водяной насос) ВАЗ 21014 обеспечивает циркуляцию жидкости по системе, и именно он чаще всего выходит из строя. О неисправности водяного насосса свидетельствуют следы подтекания охлаждающей жидкости, а также характерный гул во время работы двигателя. Если узел неисправен, то потребуется его замена.
Самостоятельная замена помпы на ВАЗ 21074 потребует наличия следующего инструмента:
- трещотка, большая и маленькая;
- рожковый ключ на 13;
- удлинитель;
- торцовые головки на 10 и 13;
- емкость для сливания жидкости;
- плоская отвертка.
Порядок работ по замене помпы в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2107 инжектор будет следующим:
- На левой стороне блоке двигателя откручиваетя пробка и в специально приготовленную посуду сливается охлаждающая жидкость. Если требуется полностью заменить охлаждающую жидкость, то сливная пробка выкручивается и на радиаторе охлаждения тоже.
- Снимается ремень генератора, для этого откручивается натяжная гайка.
- С помощью отвертки ослабляется хомут парубка, подходящий к помпе. После этого патрубок снимается с небольшим усилием.
- Далее трещоточной рукояткой с головкой на 10 откручивается и снимается тонкая трубка подвода охлаждающей жидкости. Действовать следует аккуратно, для того чтобы случайно не повредить трубку.
- Откручивается самый длинный болт крепления корпуса помпы, находящийся сверху. После откручивания болт нужно извлечь, иногда для этого приходится воспользоваться проникающей смазкой.
- Откручиваются два оставшихся снизу болта. Для этого лучше всего подходит рожковый ключ.
- Помпа вместе с корпусом аккуратно снимается и вытаскивается. Посадочное место требуется хорошенько зачистить.
- Новая помпа ставится на место в обратном порядке. При этом желательна замена всех прокладок. После того как замена помпы успешно произведена, в систему заливается охлаждающая жидкость.
- По окончании работ потребуется «развоздушка» системы. Для этого отсоединяется шланг от впускного коллектора.
Замена помпы на ВАЗ 2107 инжектор обычно занимает не более часа.
Как выгнать воздух из системы охлаждения ваз 2107
Панель не семерошная, но суть передает.
Страшный сон любого автолюбителя — пробка в воздушной системе двигателя. И хорошо если ты во-время спалил ее наличие и устраняешь, а если эта приблуда по твоей невнимательности произошла в дороге и твоя сильная движка закипела и отказалась ехать дальше? Че делать? Устранять пробку в дороге ибо делать больше нефиг.
Главное не сцать кипятком!! и все будет норм. Проверено, мин нет © Автолюбитель
Был у меня старенький тазик 2107-ой модели. После длительного простоя и плановой замены жидкости в системе охлаждения, столкнулся я с проблемой наличия воздуха в вышеупомянутой системе охлаждения. И как я только с ней не бодался, моя семерочка ни в какую не хотела держать положенные ей 90° по фаренгейту .
Стрелочка так и ползла вверх, печка не грела, движок закипал и наровил пофыркать тосолом из уже давно прохудившихся патрубков.
А дело было вечером и торопится было некуда. Решил я погуглить просторы интернета в поисках ответа на вопрос — бля, а как же все таки выгнать воздух из системы охлаждения ваз 2107?
Нашел!! Аж целых три способа. И довольный лег спать, ибо утро вечера мудренее.
Прочитав все, что только можно и нельзя, систематизировав информацию по избавлению воздуха в системе охлаждения, я пришел к выводу. Однозначного способа нет, вроде бы все рабочие, но нужно подбирать под себя, а точнее под индивидуальные особенности автомобиля, а именно с крышкой или без ваш радиатор охлаждения, выше или ниже расширительный бачок относительно уровня горизонта.
Признаки появления воздуха в системе охлаждения Ваз 2107
Ну если исключить основной и главный признак наличия воздуха в системе — относительно резкое повышение температуры охлаждающей жидкости и непосредственно закипание с последующим выдавливанием антифриза из расширительного бачка, то первый и главный из них — не работает система отопления, тупо печка не греет. Даже если сейчас лето, система все равно должна заполняться с открытым краном отопления.
Кромо того, наличие воздуха в системе охлаждения может проявить себя не сразу. Как это произошло у меня.
Машина то, закипала не сразу. На одних режимах работы (движение в городе без пробок, по вечерам), признаков наличия воздуха в системе не выявлялось. Как только машина выходила на среднюю скорость выше 80 км/ч, через определенное время (каждый раз разное), происходило закипание.
Как избавиться от завоздушенности системы охлаждения?
Проще говоря, в сети описывается три основных способа избавления от воздуха в системе охлаждения двигателя:
- Просто залить и ждать, когда воздух из системы выйдет сам. По времени может занять от 3 до 6 часов.
- Принудительно избавиться от воздуха методом продувки системы или запуска двигателя.
- И найти самую верхнюю точку в системе охлаждение и стравить воздух.
- Если 2107 инжекторная, то рекомендуют поднять морду на домкратах.
Если ваша семерка инжекторная. Морду необходимо поднять на домкратах таким образом, чтобы верхней мертвой точкой системы охлаждения стал дроссельный узел. От которого затем отсоединяются тонкий патрубков подогрева и стравливается воздух.
Если семерка карбюраторная, то поднимать морду необходимости нет. Достаточно лишь отсоединить патрубок подогрева пускового коллектора, расположенный в задней его части.
Теоретически избавиться от воздуха можно и принудительно, не отсоединяя ни каких шлангов. Запустив двигатель и дав ему поработать некоторое время. Но данный способ, как показала практика эксплуатации весьма не 100 %.
Если крыльчатка на помпе убитая и следовательно давление в системе охлаждения ниже рекомендуемого, то помпа не справится с перегоном воздуха в расширитель. Воздух может банально застрять в рубашках охлаждения блока и ГБЦ, либо в термостате.