Avto-mpad.ru

В образная восьмерка: что такое v?

V6, W12 и рядная «четверка» — разбираемся в компоновках двигателей

Читая описания двигателей автомобилей, каждый из нас сталкивался с такими терминами, как «четырехцилиндровый», «V8» или «рядная шестерка». Но всегда ли мы четко представляем себе, что скрывается за этими понятиями? Предлагаем вам небольшой «путеводитель» по терминологии, связанный с компоновкой моторов наших «железных коней».

Д ля начала вспомним, как работает «сердце» автомобиля. В каждом двигателе внутреннего сгорания есть цилиндры, в которых происходит чрезвычайно важный процесс — сгорание смеси топлива и воздуха. Энергия сгорания топливно-воздушной смеси и является той силой, которая приводит в движение автомобиль — вытесненные из цилиндров поршни толкают коленчатый вал, который в свою очередь, приводит в движение колеса автомобиля.

Мощность двигателя зависит, в основном, от двух факторов — размера цилиндров, а также их количества. При прочих равных условиях более мощным будет тот двигатель, в котором цилиндров больше, а сами они крупнее.

Если вы встретите в описании двигателя обозначение V6, это значит, что у данного мотора 6 цилиндров. Но что же такое «V»? Тут мы подходим непосредственно к вопросу о расположении цилиндров в двигателе. Рассмотрим основные компоновки двигателей.

Рядный двигатель(англ. inline engine, straight engine)

В английском языке также имеет обозначение I (сокр. от inline), например, I4 – это рядный двигатель с четырьмя цилиндрами или «рядная четверка». Также иногда рядный двигатель обозначают литерой R (R6 – рядный шестицилиндровый). Все цилиндры такого двигателя расположены в одну линию, «лицом» вверх, как правило, в поперечном направлении, и приводят один общий коленвал. Такая конфигурация считается «классической» — ведь самый первый в истории автомобильный двигатель, состоявший всего из двух цилиндров, был рядным. Рядными моторами оснащают большинство автомобилей. Случается, что цилиндры в рядном двигателе располагаются не в поперечном, а в продольном направлении. В английском языке продольное расположение рядного двигателя называется «straight» в отличие от поперечного — «inline». Продольная компоновка часто встречается у автомобилей класса «премиум», например, у BMW.

Конструкция рядных двигателей проста и надежна, их удобно ремонтировать. Для чего же тогда понадобились другие компоновки? Все дело в том, что рядные моторы занимают под капотом слишком много места. Разместить при такой конфигурации большое количество цилиндров проблематично, да и коленчатый вал при большой длине рядного двигателя испытывает чрезмерные торсионные нагрузки. Именно поэтому рядные двигатели имеют не более шести цилиндров.

V-образный двигатель (англ. V engine, Vee engine)

Цилиндры такого двигателя поделены на два блока, расположенных под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Иными словами, цилиндры V-образного мотора образуют латинскую букву «V», в основании которой находится общий коленвал.

V-образная конфигурация цилиндров двигателя позволяет разместить в том же объеме пространства большее количество цилиндров в сравнении с рядными двигателями. В основном, она присуща дорогим и спортивным автомобилям.

Оппозитный или боксерский двигатель (англ. flat engine, boxer engine)

Как и в случае с V-образным двигателем, цилиндры оппозитного мотора разделены на два ряда, но угол их развала составляет 180 градусов. Получается, что каждый из рядов как бы лежит на боку и «смотрит» в противоположную от другого сторону. Движение поршней напоминает удары боксеров, стоящих спиной друг к другу (отсюда и второе название двигателя). Такая компоновка мотора обеспечивает низкий центр тяжести, что, как правило, улучшает управляемость автомобиля. Однако, «боксеры» имеют более сложное, чем у рядных агрегатов, устройство и занимают больше места в ширину. Сегодня оппозитные двигатели устанавливают на свои модели лишь два производителя — Porsche и Subaru. Боксерские моторы имеют обозначение B (от англ. boxer) – например, B6.

VR-образныеи W-образные двигатели(англ. VR engine, W engine)

Двигатель типа VR (V-образный рядный) был разработан концерном Volkswagen. Он работает по тому же принципу, что и V-образный двигатель, однако угол, образуемый между рядами цилиндров, настолько мал (10-15 градусов против 60-90 градусов у V-образных моторов), что все цилиндры помещаются в одном блоке. При этом цилиндры двух рядов, как правило, располагаются в шахматном порядке относительно друг друга. По сути VR – это нечто среднее между рядным и V-образным двигателем. Что же касается W-образного двигателя, то он попросту состоит из двух VR-моторов, соединенных под углом у оснований. Коленвал у такого двигателя также один.

Двигатели VR сегодня используются редко, а W-конфигурациявстречается, например, у флагманского люксового седана Bentley Mulsanne.

Теперь, когда мы разобрались с основными компоновками двигателей, остановимся поподробнее на том, какое количество цилиндров может иметь мотор легкового автомобиля.

На заре автомобилестроения двигатели автомобилей могли оснащать всего одним цилиндром, но сейчас такая компоновка больше не встречается.

Двухцилиндровые агрегаты тоже встречаются крайне редко. В недавнем прошлом двухцилиндровым двигателем комплектовалась российская «Ока», а сегодня единственным легковым автомобилем, который оснащают двухцилиндровым двигателем, является ситикар Fiat 500. Кстати, благодаря технологии турбонаддува, «фиатовский» мотор с двумя цилиндрами развивает весьма приличные 85 л.с.

Трехцилиндровыми двигателями комплектуют, в основном, компактные городские автомобили, например, Smart ForTwo или «тройняшек» Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo. Турбированные моторы с тремя цилиндрами встречаются и у более крупных авто — таких как Mini Cooper, Ford Focus и Peugeot 308.

Четырехцилиндровыми двигателями оснащают большинство автомобилей, ведь рядная «четверка» – это самый распространенный автомобильный двигатель в мире. Моторы с четырьмя цилиндрами почти всегда бывают рядными. Исключение — оппозитные «четверки», устанавливающиеся на модели Subaru и Porsche. Ранее применялись и двигатели V4 – их устанавливали на некоторые модели Ford, Saab, а также на наш «Запорожец».

Моторы с пятью цилиндрами появились сравнительно недавно — в середине 1970-х годов. Большой популярности они не приобрели — из-за нечетного количества цилиндров такие двигатели имеют проблемы с балансировкой и излишне вибрируют.

Среди немногочисленных автомобилей, которые сегодня оснащают пятицилиндровыми агрегатами — Audi RS3, Audi RS Q3 и пара моделей Volvo.

Шестицилиндровые двигатели часто используются в премиальных моделях — как в рядной, так и в V-конфигурации. Звук таких моторов отличается более высокой, «спортивной» тональностью. В некоторых суперкарах, таких как Ford GT, шестицилиндровый мотор оснащают большими турбинами, чтобы обеспечить мощность, которой раньше можно было ожидать только от двигателей с восемью или более цилиндрами.

Читать еще:  Радиатор что это в машине

Двигатели с восемью и более цилиндрами не бывают рядными — ведь расположить такое количество цилиндров в одну линию весьма проблематично. Такими агрегатами, как V8, V10 и V12 комплектуют суперкары и седаны класса «люкс». Некоторые топовые модели концерна Volkswagen оснащаются двигателями W12, а гиперкар Bugatti Veyron наделили мотором W16.

Конечно, число и расположение цилиндров — это далеко не единственные параметры двигателей внутреннего сгорания, однако знание этих базовых понятий необходимо для понимания принципов работы автомобиля и осознания собственных предпочтений при выборе машины. Надеемся, что данная статья поможет вам лучше ориентироваться в мире «железных коней».

Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в диагностической и развивающей работе

Мандала (mándala) «Горизонтальная восьмерка» является символическим выражением целостности и гармонии мозга. В теории Юнга она носит название «Магические круги». В работах П. и Г. Деннисон (США) называется «Ленивая восьмерка» и символизирует интеграцию работы мозга. Отечественные кинезиологи называют этот символ «Волшебная восьмерка», «Знак бесконечности», «Магическая восьмерка».

По характеру такого рисунка можно определить основной тип восприятия (модальность) человека и предположить функциональную специализацию полушарий

При интерпретации результатов диагностики по мандале Юнга следует помнить, что рабочей полусферой правого полушария является левое перцептивное поле, а рабочей полусферой левого полушария— правое перцептивное поле.

Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку.

Проанализируйте основную стратегию восприятия и функциональную ассиметрию полушарий по типу горизонтальной восьмерки, которую он нарисовал.

1. Проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной ребенком восьмерки, перпендикулярно друг другу. В соответствии с исследованиями К. Ханнафорд и Г. Кэррола можно предложить следующее: если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то ведущее полушарие ребенка — правое. Если правая окружность больше, то ведущее полушарие — левое.

  1. Проанализируйте большую окружность «Горизонтальной восьмерки», по форме которой можно судить о ведущем канале восприятия. Из наиболее высокой части окружности опустите перпендикуляр (В — визуальный) на горизонтальную ось. Длина перпендикуляра означает работу зрительного восприятия.
  2. Далее, из наиболее низкой точки окружности поднимите перпендикуляр до горизонтальной оси (К — кинестетический). Длина перпендикуляра означает работу кинестетического канала восприятия.
  3. Боковая часть окружности свидетельствует об особенностях аудиалъного (слухового) канала восприятия. От боковой точки окружности проведите отрезок до центра окружности (А — аудиальный).
  4. Измерьте и сопоставьте отрезки В, К и А. Соотношение их и составляет внутреннюю стратегию восприятия и обработки информации ребенком.

Рис. 1.1. Мандала Юнга правополушарного человека

По «Горизонтальной восьмерке» можно определить тип основного канала восприятия и предположить ведущее полушарие. Это позволит правильно подобрать стиль учебной деятельности ребенка в соответствии с его особенностями познавательных процессов.

Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекцион-ную работу, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия; для направленной подготовки ребенка перед выполнением определенного вида деятельности.

Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки.

^ Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз — на выдохе.

Темп выполнения — медленный.

Детям 3—4 лет рекомендуется трехкратное повторение каждого движения, 4— 7 лет — пятикратное, 7—10 лет и старше — восьмикратное.

Прослеживание глазами или рисование руками визуальной восьмерки способствует максимальному включению в работу зрительной зоны головного мозга и развитию бинокулярного зрения. Мышцы глаза обучаются произвольным движениям, необходимым для построчного прослеживания при чтении, письме и т.д. При «рисовании» таких восьмерок можно часто моргать глазами, что усилит развивающий эффект. Вторым вариантом усложнения является легкое прикусывание языка во время выполнения упражнения.

Прослеживание глазами или рисование руками ауди-альной восьмерки способствует максимальному включению в работу слуховой зоны головного мозга и развитию бинаурального (интегрированного) восприятия слуховой информации. Такое «рисование» можно сопровождать произнесением звука «М-М-М».

Прослеживание глазами или рисование руками кинестетической восьмерки способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Кинестетическую восьмерку можно рисовать на фанере, ткани, песке, мехе для усиления ощущений.

Прослеживание за фигурой объединенной восьмерки способствует одновременной работе зрительных, слуховых и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия. При этом координируется работа ведущих полушария, руки, глаза, уха и ноги.

Рис. 1.6. Объединенная восьмерка

Начинать работу необходимо с прослеживания глазами или прорисовывания руками восьмерок в следующем порядке: гармоничная, визуальная, аудиальная и кинестетическая. Завершить работу необходимо гармоничной восьмеркой. При прослеживании глазами за готовой фигурой восьмерок можно сделать линии разных цветов.

^ 1.5. Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Определение функциональной латерализации полушарий головного мозга (латерализация — процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии). Иногда распределение функций между полушариями происходит не по традиционной схеме: правое полушарие — гуманитарное, левое — логическое. Встречаются случаи обратной латерализации функций между полушариями: правое полушарие — логическое, левое — гуманитарное. Для диагностики локализации функций в полушариях головного мозга можно использовать следующий тест.

1-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и «мычать», не открывая рта. При этом активно включается в работу образное полушарие и голова непроизвольно поворачивается в противоположную сторону. Если образное полушарие — правое, то голова поворачивается влево, если левое — вправо. Логическое полушарие отключается.

2-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и считать в прямом или обратном порядке. При этом активно включается в работу логическое полушарие. Если оно левое, то глаза и голова непроизвольно поворачиваются вправо, если правое — влево. Образное полушарие в это время отключается.

Двигатель S63B44

Основное о двигателе

Двигатель S63B44 обладает богатой историей. Впервые он сошел с конвейера еще в далеком 2009 году, но выпускается и по сей день. Чем можно объяснить столь долгий период производства? Дело в
том, что этот силовой агрегат сочетает сразу несколько особенностей, которые и сделали его таким популярным.

  • Небольшой массе. Снизить вес удалось благодаря алюминиевому сплаву, из которого
    выполнен блок цилиндров.
  • Высокой прочности. Это обусловлено свойствами того же сплава, который прекрасно
    проявил себя в ходе испытаний и доказал надежность эксплуатации.
  • Превосходной эффективности. Здесь сказывается то, что мотор S63B44 оснащен
    инжектором, что позволило усовершенствовать систему подачи топлива и добиться
    высокой динамики хода.
  • Долговечности. При условии грамотного и регулярного обслуживания этот мотор работает
    надежно и на протяжении долгих лет.
Читать еще:  Стекла на задние фары ВАЗ 2107

Характеристики двигателя S63B44

Мощность, л.с. 555 – 575
Тип топлива Бензин АИ-95 АИ-98
Объем, см*3 4395
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 680 (69) / 5650; 750 (77) / 5000
Расход топлива, л/100 км 11.1 – 16.8
Тип двигателя V-образный, 8-цилиндровый
Доп. информация о двигателе цифровая система управления двигателем, система регулировки фаз газораспределения Double VANOS
Выброс CO2, г/км 258
Диаметр цилиндра, мм 89
Количество клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 555 (408) / 6000; 575 (423) / 6500
Нагнетатель Двойной турбонаддув
Система старт-стоп да
Степень сжатия 9.3 – 10
Ход поршня, мм 88.3

Преимущества

Крутящий момент S63B44 достигает на пике 680 Нм, что является неплохим показателем. Как правило, двигатели с аналогичными техническими характеристиками очень требовательны к качеству
горючего и могут выдавать заложенные заводские параметры только при топливе с высоким октановым числом. Безусловно, если вы цените хорошую динамику и при этом заботитесь о своем «железном
коне», то рекомендуется использовать бензин АИ-98.

С этим типом топлива S63B44 показывает просто превосходные результаты, давая фору другим моделям от тех же Motorsport GmbH. Но важным преимуществом этого мотора является то, что он
прекрасно работает и на АИ-95. Это позволяет:

  • снизить расход топлива;
  • использовать смазочные материалы среднего ценового сегмента;
  • сэкономить на техническом обслуживании.

Низкое октановое число снижает динамику автомобиля с установленным S63B44. Но это можно компенсировать, установив турбо или ряд дополнительных приспособлений. В результате вы получаете
достаточно резвый автомобиль, который прекрасно держит дорогу, выдает хороший форсаж и при этом умеренно расходует топливо.

Регулярная диагностика, профилактика, чистка и замена масла помогут избежать трудностей с движком S63B44, а это уже указывает на другую его особенность – надежность. Именно поэтому данный агрегат выпускается уже на протяжении 10 лет и не утрачивает свою актуальность. Здесь же стоит уделить внимание наличию системы бесступенчатого подъема Valvetronic III, а также значительной доработке Double-VANOS. Это также позволило улучшить показатели силового агрегата. Нужно отметить еще одно преимущество. Мотор S63B44 довольно распространен не только за рубежом, но и в России. Если вы столкнулись с проблемой, и понадобилась новая головка блока цилиндров, коленвал или другие запчасти, то их можно приобрести без особых хлопот и по адекватной цене. Этот показатель считается определяющим для любителей BMW, которые опасаются больших эксплуатационных затрат.

Недостатки

С проблемами S63B44, к сожалению, сталкивается 70-80% всех владельцев, причем многие негативно относятся к этому агрегату, однако причина может крыться в элементарном отсутствии
своевременного ТО. Но есть у этого двигателя и характерные недостатки, которые необходимо осветить.
Это:

  • Гидроудар. В большинстве случаев он наблюдается при долгом простое автомобиля.
    Проблема решается установкой форсунок последней ревизии.
  • Пропуск зажигания. Причина кроется в свечах, и если заменить их на устройства типа М, то
    можно избежать подобных трудностей.
  • Все тот же расход масла. Эта проблема частично решается заменой колец и капитальным
    ремонтом двигателя, но следует приготовиться, что даже подобные меры не позволят
    сильно снизить расход смазочных материалов.

Технические характеристики

Движок S63B44 считается очень мощным. Безусловно, у него есть как достоинства, так и недостатки, и об это будет рассказано далее. Однако нельзя отрицать одного очевидного фактора – он обладает 560 «лошадками» (412 кВт), что делает его удивительно резвым.
Объяснить хорошие показатели динамики можно и тем, что S63B44 – это восьмицилиндровый мотор с общим объемом 4395 куб. см. Он содержит в себе 32 клапана, а степень сжатия составляет 10 к 1.
Немаловажным показателем является и индекс мощности. Он составляет 127 л. с. на 1 литр объема. Все перечисленные характеристики показывают, что V-двигатель BMW S63B44 обладает выдающимися параметрами. Он предназначается для баварских автомобилей следующих моделей:

  • 5 серии – F10 и F16;
  • 6 серии – F06 Gran Coupe, F12 кабриолет и F13 купе.

Здесь необходимо осветить цели, которые преследовали инженеры из подразделения Motorsport GmbH. Задавшись вопросом «Как собрать систему охлаждения, чтобы не увеличить при этом вес
двигателя?», они обратились к моделям 2010 и 2011 гг выпуска, включая:

Не меньший вклад внесли и другие модели, та же 550i в кузове F10 и 650i в исполнении F13. В результате engine S63B44 удалось оснастить водяным охлаждением, которое обеспечивает сохранность
силового блока даже при сильных нагрузках, не допуская возникновения пиковых температур.

К вопросу об экологичности

Не стоит забывать, что мотор S63B44 соответствует стандарту ЕВРО 5. Несмотря на то, что в России забота об окружающей среде волнует далеко не каждого автомобилиста, многие ценят данный силовой агрегат за это качество.
У соответствия стандарту ЕВРО 5 есть еще один важный плюс, о котором стоит напомнить, а именно – умеренный расход топлива. При езде в черте города S63B44 потребляет 14 л, а по трассе – около 8 л. К сожалению, здесь не обходится без «подводных камней».
Хотите избежать поломок силового агрегата? Извольте постоянно заливать масло, причем S63B44 потребляет его в больших количествах – 1000 г на 1000 км. Многих этот показатель пугает, учитывая, что стандартный расход в черте города и без ускорений составляет примерно 60-80 г. Тем не менее, это отличительная черта S63B44.

При выборе масла следует отдавать предпочтение 5W-40 и 5W-30. Чтобы не допустить возникновения серьезных неполадок, рекомендуется менять его после каждых 7-10 километров пути.

Увеличиваем мощность до 600 л. с.

Форсирование двигателя S63B44 не только возможно, но даже рекомендуется в ряде случаев. Это помогает сделать автомобиль резвым, увеличивая и разгон. В крайнем случае, можно прибегнуть и к чип-тюнингу. В совокупности эти методы помогают поднять мощность двигателя с 560 л.с. до 600 л.с., что считается отличным показателем.

Риск износа существует, и он достаточно велик. Любая модификация, отличающаяся от заводской, влечет за собой целый ряд трудностей. Известны случаи, когда форсированный мотор S63B44 приходил в негодность вследствие чрезмерно сильного нагрева. Если вы решили повысить мощность, то необходимо постоянно следить за состоянием двигателя и приготовиться к регулярной замене пьезофорсунок, маслосъемных колпачков и других деталей.

Читать еще:  Как снять эмблему с решетки радиатора?

Что мы имеем в итоге

Двигатель S63B44 – это отличный образец того, какой должна быть V-образная «восьмерка». Конечно, существуют и более мощные силовые агрегаты, которые при этом потребляют меньше масла.
Но вместе с S63B44 такие модели, как M5, M6, X5M и X6M прекрасно служат обладателям, радуя динамикой и долговечностью.

Что такое восьмерка

ЧТО ТАКОЕ 8? ЭТО – ЦИФРА!

И все-таки, что же это, в самом деле
такое
«восьмерка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, представим, как бы мы стали снимать «говорящий» фильм. Чтобы снять диалог героев о любви, или их спор о том, кому идти за хлебом, нужно знать нехитрые правила. Если вы просто снимите героя, а затем героиню, как на домашнюю фотографию – в фас – на экране они у вас оба будут смотреть прямо на зрителя, и без дополнительных объяснений, общих планов и прочих атрибутов, довольно сложно будет понять, кто же с кем из них разговаривает. Таковы особенности восприятия.
Айвор Монтегю в своей книге «Мир фильма» объясняет это так: «Как показать на экране диалог А и В? А смотрит мимо камеры на В. Что он видит? Естественно, что теперь надо показать, как В смотрит мимо камеры на А. Это, разумеется, вовлечет зрителя в самое непосредственное эмоциональное участие в ситуации. Чтобы создать задуманное впечатление, необходимо некоторое мошенничество – мы должны заставить А смотреть мимо камеры в одну сторону, а В должен смотреть мимо камеры (занявшей второе положение, т.е. повернутой на 180° от своей первоначальной позиции) в противоположную сторону»1.
Это значит, что если на экране герой смотрит влево, то героиня должна смотреть вправо, и только так может возникнуть ощущение диалога между ними. Это простое правило знает каждый, самый незатейливый телевизионный оператор, приехавший снимать брифинг для новостной программы. Только в телевидение прием называется не «восьмеркой», а «паркетом». Оператор ни в коем случае не должен пересечь воображаемую черту между президиумом и публикой, иначе на экране и аудитория, и ораторы будут смотреть в одну сторону.
Так что, если в кино камера как бы описывает «восьмерку» из-за плеча одного героя – за плечо другого, то на телевидение камера как бы выстилает паркетные плитки: один кадр из угла налево, другой – из того же угла – направо.
Общие правила съемки диалога «восьмеркой», установились на всех мировых киностудиях еще в 40-е годы, и так были описанные Сидни Люметом в его воспоминаниях: «Каждую сцену нужно было “обработать”. То есть снимать следующим образом: широкоугольный “мастер-план” всей декорации, желательно со статичной камеры; вся сцена через плечо актера – на лицо актрисы; то же самое через ее плечо на его лицо; по свободному наезду – на героя и героиню и, соответственно, по крупному плану каждого. При такой съемке любую фразу из любого диалога можно было легко вырезать. Подобная система не только препятствовала оригинальности, она превращала жизнь актеров в настоящий ад, вынуждая вновь и вновь повторять одну и ту же сцену, да еще закуривать сигарету точно на одной и той же реплике, каждый раз снимаемой с восьми различных ракурсов. Разумеется, при съемке с каждой из восьми точек делалось и несчетное количество дублей. Когда актер закуривал сигарету не на “той” фразе, монтажер выбрасывал лучший дубль, потому что гораздо проще было использовать тот, где сигарету закуривали вовремя»¹. В принципе, ничего не изменилось – так снимают и до сих пор.
В отношении диалога «восьмерка» является наиболее прозрачной формой съемки, что даже позволило Рику Олтмену свести ее механизм к формуле «я говорю, следовательно я существую». Он писал: «актеры получают право на место в изображении, если они до этого получили место в фонограмме. Наиболее грубое проявление этого правила и одновременно сердцевина классической раскадровки – это «восьмерка», где камера попеременно направлена, вовлеченного в диалог».2 Олтмен намеренно сгущает краски, подразумевая под собеседниками, попеременно появляющимися в кадре только тех, кто произносит реплики, хотя в действительности, самая элементарная «восьмерка» может содержать не только планы говорящих, но и слушающих участников разговора, вполне при этом соответствуя переключению «то на одного, то на другого собеседника». Монтажная склейка однозначно совмещается с точкой действительной синхронной реплики только в мексиканских сериалах, язык даже стопроцентно говорящего фильма немного вариативнее.
Обычно у зрителя дежурные сцены фильма, снятые «восьмеркой», и попеременно показывающие говорящие и слушающие головы участников диалога, не оседают в памяти, большинство даже не отмечает, на что они смотрят, слушая диалог – разумеется, на лица. А между тем, в реальной действительности так ли часто при разговоре мы смотрим в лицо собеседнику? В зависимости от обстоятельств разговора, мы вольны разглядывать, как его костюм или ковер у него за спиной, так и считать проезжающие мимо машины. Такая же степень свободы существует и в театре: ни что не мешает зрителю изучать устройство декораций даже во время произнесения самых проникновенных монологов. Кино – единственное из искусств обладает возможностью тотально управлять зрительским вниманием: ни писатель, ни театральный драматург, ни художник не имеют такой власти над воспринимающим, как режиссер. И, если лица говорящих и слушающих, в основном, отождествляются у зрителя с объективным показом действительности, то иное наполнение кадра во время произнесения реплики моментально приобретает особое значение. Даже если предположить, что деталь обстановки попала в кадр случайно, воображение смотрящего неизменно наградит его смыслом, пусть ей вовсе даже не присущим, и погрузится тем самым в бездну контекстов. Поэтому, отказываясь во время съемки разговора от пресловутой «восьмерки», режиссер неизменно навязывает зрителю определенную точку зрения, и таким образом, порывает с иллюзией объективности происходящего на экране.
Вот эти-то редкие моменты и интересны Клубу любителей КИНО.

_____________________________
1 Люмет, С. «Как делается кино» // Искусство кино, 1998, №11, с. 129-130
2 Олтмен, Р. «Движущиеся губы: кино как чревовещание» // Киноведческие записки, № 15, М.: 1992, с. 170.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector