Что такое ВМТ в машине, мертвая точка
Как определить ВМТ без использования меток
#1 mih24061986
- Пол: Мужчина
- Авто: Opel Record 1.8S
- Реальное имя: Михаил
- Место жительства: Вятка
Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.
P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.
#2 дядя Вова
- Пол: Мужчина
- Авто: record 2.0 s берлина автомат
- Реальное имя: Владимир
- Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
#3 mih24061986
- Пол: Мужчина
- Авто: Opel Record 1.8S
- Реальное имя: Михаил
- Место жительства: Вятка
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
#4 k_s
- Пол: Мужчина
- Авто: REKORD E1
- Реальное имя: Александр
- Место жительства: Петербург, Киев, Винница
Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?
Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.
Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на “быстром участке”. Тогда погрешность будет минимальна.
Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.
#5 дядя Вова
- Пол: Мужчина
- Авто: record 2.0 s берлина автомат
- Реальное имя: Владимир
- Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия
так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.
очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.
#6 zub733
- Пол: Мужчина
- Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо”Кыз-бола”
- Реальное имя: Серхио
- Место жительства: Ростов-на-Дону Россия
#7 дядя Вова
- Пол: Мужчина
- Авто: record 2.0 s берлина автомат
- Реальное имя: Владимир
- Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)
не помню шариков на махайле движка 1.8.но сам маховик, со стороны поддона, можно сняв защитку размечать как угодно,если неправ -поправьте. давненько уже невидел 1.8-мог позапамятовать,или путать.
Сообщение отредактировал дядя Вова: 23 Сентябрь 2011 – 18:52
#8 k_s
- Пол: Мужчина
- Авто: REKORD E1
- Реальное имя: Александр
- Место жительства: Петербург, Киев, Винница
Когда-то игрался с разными распредвалами, так стояла задача точного снятия фаз газораспределения.
Тогда и был рассчитан, расчерчен контрастной краской и залакирован термолаком мой маховик.
Теперь снятие фаз-детская забава, а освещение стробоскопом дает возможности считывать непосредственно цифры углов.
Кстати, обрати внимание, шарик оказался после тщательных разметок как раз на 5градусах до ВМТ, то есть это момент зажигания, при регулировке опережения, что и подтверждает мануал.
п.с.// Маховик для 2,0S
#9 zub733
- Пол: Мужчина
- Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо”Кыз-бола”
- Реальное имя: Серхио
- Место жительства: Ростов-на-Дону Россия
Сообщение отредактировал zub733: 23 Сентябрь 2011 – 19:31
#10 mih24061986
- Пол: Мужчина
- Авто: Opel Record 1.8S
- Реальное имя: Михаил
- Место жительства: Вятка
С маховиком не получиться, я его менял и не заморачивался установкой меток когда его прикручивал.
Что такое верхняя мертвая точка вмт
Основные определения, принятые для поршневых двигателей, указаны далее с использованием схемы одноцилиндрового двигателя.
Верхняя мертвая точка (в.м.т.) — положение поршня в цилиндре, при котором расстояние от него до оси коленчатого вала двигателя наибольшее.
Нижняя мертвая точка (н.м.т.) — положение поршня в цилиндре, при котором расстояние от него до оси коленчатого вала двигателя наименьшее.
Ход поршня S (м) — расстояние по оси цилиндра между мертвыми точками. При каждом ходе поршня коленчатый вал поворачивается на полоборота, т. е. на 180°. Ход поршня равен двум радиусам кривошипа коленчатого вала, т. е. S= 2r.
Рисунок. Схема одноцилиндрового четырёхтактного двигателя
Рабочий объем цилиндра Кл (м³) — объем цилиндра, освобождаемый поршнем при перемещении от в.м.т. до н.м.т.:
где d — диаметр цилиндра, м; S — ход поршня, м.
Объем камеры сжатия Vс, (м³) — объем пространства над поршнем, находящимся в в. м. т.
Полный объем цилиндра Vо (м ) — сумма объема камеры сжатия и рабочего объема цилиндра, т. е. пространство над поршнем, когда он находится в н. м. т.
Литраж двигателя Vд, — это сумма рабочих объемов всех его цилиндров, выраженная в литрах.
Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия. Степень сжатия — это отвлеченное число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сжатия.
Рабочий цикл двигателя — комплекс последовательных периодически повторяющихся процессов (впуск, сжатие, сгорание, расширение и выпуск), в результате которых энергия топлива преобразуется в механическую работу.
Такт — часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т. е. условно принимаем, что такт происходит за один ход поршня.
Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня или за два оборота коленчатого вала, называют четырехтактными. Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня или за один оборот коленчатого вала, считают двухтактными.
верхняя «мёртвая» точка — — [https://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN upper dead center … Справочник технического переводчика
верхняя мёртвая точка — Наибольшее удаление поршня от вала в двигателе [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN top dead centerTDC … Справочник технического переводчика
Верхняя мёртвая точка поршня — Верхняя мёртвая точка положение поршня в цилиндре, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и осью вращения коленчатого вала (условно начальное положение коленчатого вала, ноль градусов поворота кривошипа).… … Википедия
мёртвая точка — крайнее положение поршня работающей поршневой машины, при котором его скорость равна нулю. Верхняя мёртвая точка соответствует наибольшему удалению поршня от коленчатого вала, нижняя наименьшему. * * * МЕРТВАЯ ТОЧКА МЕРТВАЯ ТОЧКА, крайнее… … Энциклопедический словарь
Мёртвая точка — Мёртвая точка одно из крайних положений поршня в цилиндре паровой машины или двигателя внутреннего сгорания, в момент его возвратно поступательного движения. При остановке поршня в мёртвой точке, для начала движения требуется внешнее… … Википедия
Верхняя мертвая точка поршня — Верхняя мёртвая точка положение поршня в цилиндре, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и осью вращения коленчатого вала (условно начальное положение коленчатого вала, ноль градусов поворота кривошипа). Относительно … Википедия
Мертвая точка — Мёртвая точка одно из крайних положений поршня в цилиндре паровой машины или двигателя внутреннего сгорания. При остановке поршня в мёртвой точке, для начала движения требуется внешнее воздействие. Для предотвращения заклинивания двигателя в… … Википедия
ВМТ — верхняя мёртвая точка (напр. карданного вала) верхняя мёртвая точка Всесоюзный маркшейдерский трест … Словарь сокращений русского языка
Четырёхтактный двигатель — Работа четырёхтактного двигателя в разрезе. Цифрами обозначены такты Четырёхтактный двигатель поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за два оборота коленчатого вала, то есть за… … Википедия
Поршневой двигатель внутреннего сгорания — 4 тактный цикл двигателя внутреннего сгорания Такты: 1. Всасывание горючей смеси. 2. Сжатие. 3. Рабочий ход. 4. Выхлоп. Двухтактный цикл. Такты: 1. При движении поршня вверх сжатие топливной смеси в … Википедия
Верхней мертвой точкой (в.м.т.) называется крайнее верхнее положение поршня в цилиндре.
Нижней мертвой точкой (н.м.т.) называется крайнее нижнее положение поршня в цилиндре.
Знание положения верхней мертвой точки позволяет определить нижнюю мертвую точку.
Знание положения этих точек на шкале маховика необходимо, потому что от них ведется отчет всех фаз газораспределения, а именно:
— углов открытия впускных и выпускных клапанов;
— углов закрытия впускных и выпускных клапанов;
-углов опережения подачи;
— углов открытия пусковых клапанов и золотников управления пуском.
Определение верхней мертвой точки обязательно проводится на заключительной стадии среднего и капитального ремонтов двигателя.
Цель этой операции: проверка совпадения в.м.т. с нулевой отметкой шкалы на маховике двигателя.
Проверка в.м.т., как правило, проводится по первому цилиндру, то есть по цилиндру — первому со стороны противоположной маховику (со стороны вала отбора мощности)
Проверка проводится в следующем порядке:
v открываются индикаторные краны 1 (рис.1) на всех крышках цилиндров, для снятия компрессии;
v открывается смотровой лючонок 2 картера первого цилиндра (рис.2);
v на крышке первого цилиндра извлекается форсунка 3 из своего гнезда (рис.3);
v валоповоротным устройством, вручную, проворачивается коленчатый вал двигателя по ходу вращения, до момента, когда поршень 1-го цилиндра будет находиться в положении 20°- 30° не доходя до в.м.т.(рис.4);
(положение поршня в цилиндре при этом, примерно, определяется по кривошипу 1-го цилиндра через смотровой лючонок 2).
v через форсуночное отверстие в 1-ый цилиндр двигателя вводится, до упора в донышко поршня, стержень 5 с заостренным нижним концом (рис.5);
v мягким карандашом или мелом наносится метка 6 на стержне, на уровне верхней плоскости крышки цилиндра (рис.6);
v мягким карандашом или мелом наносится метка 7 против контрольной стрелки на ободе маховика (рис.6);
v вручную, валоповоротным устройством, медленно, по ходу вращения, проворачивается коленчатый вал двигателя, до тех пор, пока метка 6, поднявшись и опустившись, вновь совместится с верхней плоскостью крышки цилиндра, метка 7 при этом переместится вместе с ободом маховика в новое положение (рис.7);
v после того как метка 6 возвратится на прежнее место, против контрольной стрелки на ободе маховика наносится метка 8 (рис.8);
v рулеткой или гибкой линейкой измеряется длина дуги обода маховика между метками 7 и 8 (рис.9);
v посредине между метками 7 и 8, на ободе маховика (рис.10) наносится метка 9, которая и соответствует положению в.м.т. поршня первого цилиндра;
v если метку 9 совместить с контрольной стрелкой (рис.11), то поршень первого цилиндра окажется в в.м.т.
Как установить поршни двигателя 21083 в ВМТ
Проведем такую установку на примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
На двигателе 21083 имеются заводские установочные метки, при совмещении которых поршни первого и четвертого цилиндров установятся в верхнюю мертвую точку:
Метка — точка на шкиву распределительного вала и метка-выступ на задней крышке привода ГРМ.
Метка — точка на зубчатом шкиву коленчатого вала и метка — вырез на корпусе масляного насоса.
Метка — черта на маховике двигателя и метка (треугольный вырез) на шкале градусов в лючке картера сцепления.
Необходимые инструменты
— Большая шлицевая отвертка
— Ключ на «19» или головка с воротком
Подготовительные работы
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя
— Снимаем защитную крышку привода ГРМ
Как установить поршни двигателя в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
-
- Совмещаем заводские установочные метки двигателя
Для этого вращаем коленчатый вал двигателя по часовой стрелке за шлицы маховика при помощи большой отвертки до совмещения метки на шкиву распределительного вала и метки на задней крышке привода ГРМ (см. фото выше).
Можно вращать коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора ключом на «19». Но для доступа к нему придется снять правое колесо, правый защитный брызговик двигателя, шкив генератора. Плюсом такой дополнительной работы будет контроль над совмещением меток на шкиву коленчатого вала и метки на корпусе масляного насоса.
- Контролируем совмещение установочных меток
См. три фото выше.
Метка — точка на шкиву распредвала должна стоять строго напротив метки — выступа на задней крышке привода ГРМ.
Метка — черта на маховике напротив середины треугольного вырезе в шкале градусов, в лючке на картере сцепления. Видна если снять заглушку лючка.
И если контролируется метка на коленчатом валу двигателя:
Метка — точка на шкиву коленчатого вала напротив метки — выреза на отливе корпуса масляного насоса.
При таком расположении установочных меток двигателя 21083 его поршни в первом и четвертом цилиндрах будут находится в верхней мертвой точке (ВМТ). При этом в первом цилиндре будет такт сжатия, а в четвертом выпуска отработанных газов.
Для установки поршней второго и третьего цилиндров двигателя в верхнюю мертвую точку вращаем коленчатый вал по часовой стрелке пока метка на шкиву распредвала не обойдет полный круг — 360 градусов и не станет напротив метки на задней крышке привода ГРМ. При этом метки на маховике видно не будет, метка на шкиву коленчатого вала так же будет расположена напротив выреза в отливе корпуса масляного насоса.
Примечания и дополнения
— Что такое ВМТ (верхняя метрвая точка)? ВМТ — крайнее верхнее положение поршня в цилиндре.
— На некоторых разновидностях масляных насосов двигателя 21083 нет отлива с вырезом, поэтому при выставлении меток необходимо ориентироваться на штифт для установки шкива привода генератора на звездочке распредвала и прорезь в нижней части корпуса масляного насоса.
Ремонтные работы на двигателе с установкой поршней в ВМТ
Установка первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
Внимание: Первый цилиндр расположен ближе всех к радиатору. Следующая процедура предполагает, что распределитель (если имеется) установлен в соответствующее положение. Если вы пытаетесь найти ВМТ, чтобы правильно ориентировать распределитель, положение поршня должно быть определено по компрессии в первом цилиндре и последующему совмещению меток момента зажигания или установке на маховик специального инструмента.
Верхняя мертвая точка (ВМТ) — самая верхняя точка хода поршня в цилиндре. Каждый поршень достигает ВМТ на такте сжатия и на такте выпуска.
Установка поршня в ВМТ — существенная часть многих процедур, например, снятия цепи и распределителя.
Перед началом этой процедуры убедитесь, что рычаг переключения передач стоит в нейтральном положении, затяните ручной тормоз или заблокируйте задние колеса. Отключите системузажигания, отсоединив провод катушки зажигания от центральной клеммы крышки распределителя и заземлив его на блок двигателя перемычкой. Снимите свечи зажигания.
Чтобы установить любой из поршней в ВМТ, поверните коленвал, используя один из описанных ниже методов. Если смотреть от передней части двигателя, коленвал вращается по часовой стрелке.
Попросите помощника поворачивать ключ зажигания в положение запуска на короткое время и дайте ему сигнал, когда коленвал приблизится к нужному положению. Затем установите ключ и подкорректируйте положение коленвала.
Проворачивание ведется с помощью накидного ключа, установленного на болт переднего конца коленвала.
Проворачивание коленвала ведется с помощью накидного ключа, установленного на центральную гайку шкива генератора (через клиноременную передачу). Найдите на крышке распределителя клемму провода свечи зажигания первого цилиндра. Если клемма не отмечена, проследите провод от свечи к крышке распределителя (первый цилиндр расположен ближе всех к радиатору).
Пометьте клемму фломастером или мелом на корпусе распределителя или крышке привода.
Снимите крышку распределителя.
Проверните коленвал так, чтобы совместились установочные метки (расположены у передней части двигателя).
На некоторых двигателях нет подобных установочных меток, вместо этого имеется установочное отверстие или метка в маховике, которое должно совместиться с отверстием или указателем в заднем фланце блока цилиндров. На этом двигателе проверните коленвал так, чтобы бегунок распределителя приблизился к клемме свечи первого цилиндра, затем поверните коленвал еще немного, чтобы установочные отверстия или метки совместились, и в них можно было вставить подходящее сверло (если есть возможность).
Варианты установочных меток маховика (1) и заднегофланца (2) блока цилиндров
Вариант 1 (ранние модели автомобилей)
Вариант 2 (более поздние модели автомобилей)
Бегунок распределителя (если есть) теперь должен указывать точно на метку, которую вы сделали на корпусе распределителя или крышке привода.
Если бегунок отстоит от метки на 180°, поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте выпуска.
Чтобы переместить поршень к ВМТ в такте сжатия, проверните коленвал на полный оборот (360°) по часовой стрелке. Бегунок должен теперь указывать на метку на распределителе или крышке привода, а установочные метки момента зажигания — быть совмещены.
Внимание: При снятой крышке головки блока цилиндров, оба коромысла клапанов первого цилиндра должны быть свободными и иметь ощутимый зазор.
Внимание: Когда бегунок указывает на нужную клемму, а совместить установочные метки не удается, возможно, приводная цепь соскочила с зубцов звездочки или изначально была установлена неправильно.
После того, как поршень первого цилиндра установлен в ВМТ в такте сжатия, ВМТ для любого из оставшихся поршней можно найти, просто поворачивая коленвал и следуя порядку работы цилиндров. Отметьте местоположения клемм проводов оставшихся свечей зажигания, используя тот же метод. Когда бегунок распределителя указывает на одну из таких меток, поршень соответствующего цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия.