Температура фильтруемости дизельного топлива
KIA Mohave Универсал на повседнев › Logbook › Что такое Зимнее ДТ, Антигель и почему ДТ замерзает
Всем привет!
Первоначально прошу вас подписаться на мой канал, чтобы мотивировать меня на новые интересные видео.
Выпустить данное видео я решил после того как не смог найти точной информации о антигелях и что вообще такое зимнее дизельное топливо и чем конкретно оно отличается от летнего, куча информации на просторах интернета, но нет конкретики.
Почему замерзает дизель.
Дизельное топливо представляет собой сложную смесь различных групп углеводородов и химических соединений.
Главное вещество в составе дизеля для темы моего вопроса являются Парафиновые группы, которые изначально присутствуют в нефти и при перегонке благополучно перекочёвывают в дизтопливо. Их положительным свойством является повышение скорости возгорания топлива.
(А это как раз Цетановое число – это коэффициент обратный октановому числу, цетановое число – это коэффициент возгорания от давления, а октановое число это коэффициент НЕ возгорания от давления) т.е. для дизеля лучше, воспламеняться от давления, а бензину лучше не воспламеняться от давления, что бы не было детонации.
Отрицательная эффект от наличия парафинов намного более значима — именно парафины являются причиной замерзания топлива при наступлении отрицательных температур.
Обычно при температуре -5 ºС топливо начинает мутнеть. Это и есть признак начала кристаллизации парафина, и температура помутнения отмечается в каждом паспорте на дизельное топливо.
Пока кристаллы малы, они проходят сквозь сетку топливного фильтра, и двигатель продолжает работать. При дальнейшем снижении (до -7 ºС) кристаллы парафина начинают слипаться в агломераты, и наступает точка температуры предельной фильтруемости, при которой сгустки становятся настолько большими, что не проходят через фильтр, поступление топлива прекращается, машина останавливается. Это состояние наступает при температуре застывания топлива — примерно при -10 ºС. Для летнего дизтоплива.
Что такое зимнее дизтопливо.
С 2014 года в России введён ГОСТ Р 55475-2013 на дизельное топливо, содержание в котором парафина ограничено, поскольку горючее очищают методом каталитической депарафинизации.
Температура, при которой топливо прекращает прокачиваться через фильтр, является важнейшей характеристикой ДТ. В соответствии с ней и действующими у нас стандартами существуют четыре марки ДТ: сорт С с предельной температурой фильтруемости не выше -5°; сорт D — не выше -10°; сорт Е — не выше -15°; сорт F — не выше -20°. Помимо них несколько лет назад было освоено производство “Арктики”, у которой температурный предел фильтруемости еще ниже, чем у ДТ сорта F.
Итак, зимнее дизельное топливо это топливо в котором находится минимальное количество парафинов при котором цетановое число в пределах нормы по указанному выше госту.
То, есть нечему будет кристаллизоваться и в дизтопливе нечему будет замерзать.
Примеры (температура фильтруемости зимнего дизтоплива)
1 Топливо дизельное зимнее ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013.
2 Топливо дизельное зимнее ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013.
3 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013.
4 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013.
5 Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.
Получается льем зимнее дизельное топливо и мы красавчики, у нас нет проблем ни с заводом, ни с топливной системой, ни с расходом и динамикой.
То есть первоочередное наше действие при подготовки перехода в зимний период, это требуем сертификат на заправке перед тем как планируем заправляться, смотрим строчку в сертификате – «предельная температура фильтруемости» в столбце «фактическое значение». Смотрим прогноз погоды и если в Ваш период переработки заправленного топлива температура на улице ниже или равна температуры фильтруемости в сертификате, то ищем другую АЗС!
Но что делать, когда его (этого зимнего дизельного топлива) просто нет, не завезли, или мы очень сомневаемся в продавце этого топлива.
Советую использовать присадки в Дизтопливо – Антигели.
Что такое антигель и как он работает.
Антигель это депрессорная присадка которая посредством обволакивания твердеющих на холоде частичек парафинов в дизельном топливе, не дает образовываться крупным сгусткам. Дизельный антигель поддерживает топливо в жидком состоянии, обеспечивая его подачу в двигатель и прохождение через фильтры в морозную погоду. Уменьшает температуру застывания дизельного топлива в мороз. Улучшает смазку топливной аппаратуры. Абсолютно безопасен для двигателя, так как не содержит химических растворителей.
Главное в антигелях что он, не изменяет других физических свойств дизельного топлива и не влияет на цетановое число дизтоплива!
Работы в направлении создания депрессорных присадок к дизельным топливам начались с середины 60-х годов 20-го столетия. Столь позднее обращение исследователей к данной проблеме объясняется тем, что депрессорные присадки, существенно снижая температуру застывания топлива, практически не влияют на температуру его помутнения. А именно эта температура долгое время считалась основным критерием в определении пригодности топлив к применению в зимнее время. Позже было выяснено, что не температура помутнения является определяющим фактором в решении вопроса использования топлив при низких температурах, а такие показатели, как температура текучести и прокачиваемости топлива, предельная температура фильтруемости. Лишь после этого стали интенсивно развиваться исследования по синтезу депрессорных присадок для дизельных топлив. Ориентировочно за 1965—1969 гг. было получено всего 10 патентов на депрессорные присадки к дизельным топливам, а за 1975—1984 гг. оно превысило 110. Подавляющее число патентов (около 90 %) описывают в качестве депрессорных присадок полимерные вещества, среди которых преобладающим типом являются сополимеры этилена с различными мономерами. Причём 83 % из них являются сополимерами этилена и винилацетата.
По депрессии температуры застывания все присадки находятся на одном уровне. Эффект депрессии предельной температуры фильтруемости, за исключением полиолефиновых присадок, также приблизительно одинаков для всех присадок. По двум последним показателям полиолефиновые присадки уступают всем остальным. При понижении температуры помутнения особенно эффективны полиметакрилатные и поликонденсационные присадки. Причём последние этот эффект обнаруживают и для летних дизельных топлив. С точки зрения технологических параметров несомненные преимущества остаются за полиметакрилатными и конденсационными присадками. Сополимеры этилена и винилацетата, имея некоторые преимущества перед другими присадками по основным низкотемпературным показателям, характеризуются самыми неблагоприятными условиями синтеза.
Эффективность работы зависит от изначального качества дизтоплива, то есть чем меньше в дизельном топливе парафинов тем лучше работает антигель и ему проще удерживать весь объем дизельного топлива в жидком виде.
Например
антигель liquimolyDieselFliess-FitK при использовании дизтоплива изготовленное по европейскому стандарту (температура фильтруемости которого до – 12 градусов) антигель гарантирует предельную температуру фильтруемости до -31 градусов.
Соответственно если использовать более истощенное парафинами зимнее дизельное топливо еще и при использовании антигеля мы добьемся более низкой температуры фильтруемости, но по утверждению производителей антигелей не ниже -47 градусов!
Напоминаю, что есть стандарт зимнего дизельного топлива под названием дизельное арктическое ДТ-А-К3(К4, К5) при котором температура фильтруемости не выше минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.
Думаю там парафинов нет как таковых.
Прикладываю таблицу журнала «ЗаРулем» измеренных свойств популярных антигелей.
Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)
В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82дизельное топливо делилось на следующие марки:
- летнее – используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
- зимнее – применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);
- арктическое – применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).
В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.
В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A – F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 – 4 для температур от -20 до -44 °С.
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо – ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
- вид I – содержание серы не более 350 мг/кг;
- вид II – содержание серы не более 50 мг/кг;
- вид III – содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
- Сорт А (+5 °С)
- Сорт B (0 °С)
- Сорт C (-5 °С)
- Сорт D (-10 °С)
- Сорт E (-15 °С)
- Сорт F (-20 °С)
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
- Класс 0 (-20 °С)
- Класс 1 (-26 °С)
- Класс 2 (-32 °С)
- Класс 3 (-38 °С)
- Класс 4 (-44 °С)
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы
- ДТ – дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
- Л – летнее (температура фильтруемости не определяется);
- Е – межсезонное (-15 °С);
- З – зимнее (-20°С);
- А – арктическое (-38°С).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
- К2 – содержание серы не более 500 мг/кг;
- К3 – содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
- К4 – содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
- К5 – содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, – на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
- ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
- ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
Предельная температура фильтруемости
Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре), сокр. ПТФ — мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств». Строгое определение звучит так:
Самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях. [1]
Значение в быту и промышленности
Показатель ПТФ (CFPP) топлива можно использовать для определения минимальной температуры, при которой топливо будет обеспечивать бесперебойный поток в определённых топливных системах. Для дизельного топлива, используемого в Европе на небольших автомобилях, результаты близки к температуре, при которой двигатель перестанет заводиться,— за исключением случая, когда в топливной системе используется, например, бумажный фильтр, установленный в месте, открытом воздействию погодных условий. Также, если температура закупоривания фильтра более чем на 12 °С ниже значения точки помутнения, определяемой методами по АСТМ Д 2500, АСТМ Д 5771, АСТМ Д 5772 или АСТМ Д 5773, двигатель также может не завестись. Установки для отопления жилых помещений в меньшей степени зависят от температуры и часто удовлетворительно работают при температурах несколько ниже определяемых результатами испытаний. [2]
Значение ПТФ нормируется в ГОСТ 305-82. «Топливо дизельное. Технические условия». Норма установлена только для топлива марки Л («летнее дизельное топливо») — минус 5°С. Для двух других марок — З («зимнее») и А («арктическое») значение ПТФ не нормируется, потому что считается, что эксплуатационные свойства этих марок в достаточной степени гарантируются показателями температуры застывания (-35°С для умеренной климатической зоны и -45°С для холодной в случае марки З, и -55°С для марки А) и температуры помутнения (-25°С для умеренной климатической зоны и -35°С для холодной в случае марки З, для марки А значение температуры помутнения не нормируется).
Процедура измерения
Образец пробы охлаждают при заданных условиях с интервалами, равными 1°С, и втягивают в пипетку особой формы при контролируемом вакууме через стандартизованный фильтр из проволочной сетки. Процедуру повторяют после каждого снижения температуры образца на 1°С. Испытание продолжают до температуры, при которой выделяющееся из раствора количество кристаллов парафинов не позволяет топливу проходить через фильтр или замедляет его поток так, что время заполнения пипетки превышает 60 с или до момента, когда топливо прекращает стекать полностью в испытательный сосуд перед охлаждением еще на 1°С. Отмеченную температуру начала последней фильтрации регистрируют как ПТФ (CFPP).
Если температура помутнения пробы известна, можно начинать испытание после охлаждения образца до температуры не менее чем на 5°С выше температуры помутнения. Например, если предполагаемая ПТФ составляет минус 5°С (летнее дизельное топливо), то первое испытание можно провести при достижении температуры образца 0°С.
Образование кристаллов в некоторых образцах топлива протекает достаточно медленно, поэтому рекомендуется, для достижения единообразия в измерениях, всегда нагревать пробы до 45°С и выдерживать при этой температуре в течение 30 мин. В этом случае образовавшиеся кристаллы парафинов разрушаются и образец становится более гомогенным.
Процедура измерения предельной температуры фильтруемости описывается в следующих стандартах:
- ГОСТ 22254-92
- ГОСТ Р 54269-2010
- ASTM D6371
- EN 116
- IP 309
- JIS K2288
Предельная температура фильтруемости дизельного топлива на холодном фильтре
СО предельной температуры фильтруемости дизельного топлива на холодном фильтре
ГСО
№ ГСО
№ МСО
Диапазон аттестованных значений, °С
Фото
Образец паспорта
Фасовка, мл (г)
Партнеры
Компания “Нефть-Стандарт” на протяжении многих лет успешно сотрудничает с лидерами нефтегазовой отрасли промышленности России и стран СНГ, а также с организациями, занимающимися комплексным оснащением лабораторий. Наши партнеры ценят качество нашей продукции. Компания “Нефть-стандарт” высоко ценит лояльность своих партнеров и практикует индивидуальный подход к исполнению всей производственно-логистической цепи – от закупки высококачественных материалов, производства ГСО состава и свойств нефти и нефтепродуктов на высокоточном оборудовании, до доставки нашей продукции потребителю.
Дилерам
Нефть-Стандарт – динамично развивающаяся компания, которая с оптимизмом смотрит на расширение горизонтов применения своей продукции. Мы приглашаем к сотрудничеству компании, специализирующиеся на поставке аналитического оборудования для лабораторий и метрологического обеспечения к нему. Наша компания расширяет дилерскую сеть и постоянно работает над совершенствованием методики работы с нашими представителями для максимального соотвествия высоким требованиям заказчиков.
Работать с нами выгодно, оперативно и надежно!
Наши контакты
Для уточнения существующего ассортимента, а также при возникновении вопросов сотрудничества просьба обращаться по указанным контактным телефонам:
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.