Неисправна система выпуска отработавших газов
Система выпуска отработавших газов, подробное описание.
Выхлопная система (совокупность выхода отработанных газов) — предназначена для вывода отработанной смеси из состава рабочих систем транспортного средства. Помимо основной функции удаления газов, совокупность выхлопа отвечает за снижение шума при работе транспортного средства. Рассматриваемая система производит вывод сгоревших веществ из цилиндров двигательной системы, тем самым охлаждая рабочие компоненты ДВС. Еще одной, не менее важной функцией выхлопной совокупности в составе современного транспортного средства является поддержание уровня экологичности транспортного средства, поскольку именно система выпуска отработавших газов производит частичную очистку сгоревших веществ перед их выпуском в атмосферу.
Поскольку нормы экологии к современным автомобилям постоянно возрастают, продукты современного автомобилестроения имеют более совершенную выхлопную совокупность с хорошими показателями снижения токсичности. В последних моделях транспортных средств между трубкой приема газового потока и резонатором устанавливается катализатор, который отвечает за снижение уровня токсичных веществ перед выпуском газов в атмосферу. Помимо этого, данный элемент способствует более равномерной работе системы, что позволяет снизить уровень шума в ходе ее эксплуатации.
Сегодняшняя совокупность выпуска отработавших газов имеет в себе достаточно большое количество составляющих, среди которых: коллектор выпуска отработанных веществ, нейтрализатор, глушитель, патрубки соединения. Помимо всех указанных компонентов, выхлопная система дизеля оснащается сажевым фильтрующим элементом. Все компоненты выхлопной совокупности находятся в донной части транспортного средства.
Функция каждого элемента выхлопной совокупности в составе транспортного средства.
Коллектор выпуска отработанных газов.
Данный элемент отвечает непосредственно за отвод сгоревшей топливной смеси из цилиндров двигательной системы. Также коллектор выпуска производит вентилирование рабочих цилиндров движка, поддерживая их оптимальный температурный режим. Несмотря на то что первичная функция выхлопной системы кажется простой и понятной, нельзя недооценивать ее роль в работе двигателя авто. Габариты и форма коллектора выпуска во многом определяет направление газового потока, что также влияет на уровень вибрации при прохождении сгоревшего топлива. В связи с этим выпускной газовый коллектор влияет на производительность двигательной системы.
Поскольку для своевременной подачи новой топливной смеси, необходим регулярный отвод отработанных газов из системы двигателя — процесс вывода сгоревшего топлива должен происходить согласно процессу подачи бензина. В ходе эксплуатации транспортного средства, коллектор выпуска отработанных газов постоянно работает в сложных температурных условиях. Для увеличения срока эксплуатации коллектора выпуска даже при постоянном воздействии высоких температур, его корпус изготавливают из специального чугунного сплава, который является устойчивым к воздействию больших тепловых нагрузок.
Труба глушителя.
Следующим элементом выхлопной системы, который непосредственно соединен с коллектором отвода сгоревшего топлива, является глушащая трубка. Для правильной работы выхлопной совокупности, производители транспортных средств были вынуждены предусмотреть в системе дополнительную изоляцию, для защиты от посторонних воздействий двигательной совокупности. Функцию снижения воздействий, поступающих от двигателя выполняет специальная муфта, изолирующая вибрацию. Данный элемент выходной совокупности транспортного средства имеет вид эластичного шланга, покрытого защитной оболочкой из стали.
Нейтрализатор.
Катализатор выполняет роль снижения уровня токсичных примесей в составе отработанных газов. Данный элемент получил широкое распространение в настоящем автомобилестроении в связи с увеличением требований экологии к транспортным средствам. В зависимости от производителя и марки транспортного средства, форма и место нахождения каталитического нейтрализатора могут различаться. Но, вне зависимости от структуры данного компонента выхлопной системы, его основной функцией остается снижение уровня токсичности в сгоревших газах.
Современные транспортные средства оснащаются более совершенными катализаторами, включающими в себя три фильтрующих компонентов. Такой каталитический нейтрализатор, снижает уровень содержания вредных веществ, входящих в состав отработанной топливной смеси. При такой конструкции выхлопной системы, отработанный газ выходит в окружающую среду практически без остатка углерода, оксида азота и оксида углерода.
Отличия современных систем.
Как было сказано выше, выхлопная совокупность транспортного средства, оснащенного дизельным двигателем имеет свои особенности. Основным отличает выходной совокупности на дизеле является наличие сажевого фильтра. Данный фильтрующий элемент, как становится понятно из названия, снижает показатель сажи в составе отработанной смеси перед ее отправкой в атмосферу. В некоторых выходных совокупностях, фильтрующий элемент напрямую соединяется с катализатором. Такая конструкция выходной совокупности зарекомендовала себя как наиболее совершенная и экологичная. Количество систем, контролирующих уровень экологии транспортного средства постоянно увеличиваются.
В составе автомобилей нового поколения, существуют следующие системы, обеспечивающие снижение уровня токсичности сгоревшей смеси: совокупность охлаждения картера, система обратной циркуляции сгоревших газов, система обнаружение паров топливной смеси.
Анализатор кислорода, передает электронному блоку управления двигателем показания воздушного потока в отработанной смеси. Благодаря полученным сигналам, совокупность, контролирующая работу двигателя, производит формирование оптимальной смеси топлива и воздуха. Несмотря на то что анализатор кислорода входит в состав выходной совокупности, основной его задачей остается поддержание правильной работы двигательной системы.
В составе современного транспортного средства как правило находятся несколько анализатора. Один из них находиться перед катализатором, второй размещается сразу после него. Помимо указанных конроллеров, в системы выхода отработанной смеси, как правило, монтируются следующие анализаторы: датчик определения температуры отработанных газов, анализатор оксидов азота. Каждый из анализаторов, расположенных в составе выходной совокупности, принимает участие в формировании топливовоздушной смеси и выполняет важную функцию в ходе эксплуатации транспортного средства.
Глушитель, наиболее известный элемент системы выхода отработанной смеси. Данное устройство отвечает за снижение уровня шума при эксплуатации транспортного средства. Сам глушащий элемент включает в себя несколько составляющих: устройство предварительного снижения шума (резонатор) и элемент основного подавления шума. Небольшая совокупность постоянно изменяет направление движения газов, что приводит к уменьшению шума при выходе смеси.
Система выпуска отработавших газов, распространенные неисправности.
Нередко, в ходе эксплуатации транспортного средства можно заметить посторонний шум, вызванный механическим повреждением одного из компонентов глушащего элемента. В случае большинства неисправностей, поврежденный элемент выхлопной системы заменяют на новый. При наличии специального оборудования и необходимых навыков для проведения сварочных работ, можно выполнить восстановление глушителя своими руками.
Система выпуска отработавших газов имеет относительно простое устройство, что дает возможность устранить большую часть поломок своими руками. Лучшим решением при повреждении того или иного элемента совокупности будет его замена. В большинстве случае, восстановленный глушитель быстро выходит из строя и подлежит обязательной замене.
Диагностика и ремонт системы впуска/выпуска
Услуга включает:
– компьютерную диагностику
– проверку питающих напряжений на датчиках и исполнительных устройствах
– проверку считываемых и управляющих сигналов
– проверку датчиков и исполнительных устройств
– проверку предохранителей и реле
– проверку целостности электропроводов
– устранение неисправности, если это возможно выполнить на месте
Стоимость от 40 рублей
Окончательная стоимость услуги складывается с учетом дополнительных работ и проверок, а также из стоимости расходных материалов и запчастей.
Возможен выезд к клиенту
Ремонт либо диагностика может быть оказана на месте.
Система впуска
Назначением системы впуска бензиновых и дизельных двигателей является наполнение цилиндров в такте впуска необходимым количеством воздуха. Наполнение осуществляется через впускной коллектор, геометрия и размеры которого определяют качественные и количественные составляющие этого параметра. Устройство системы впуска в современных автомобилях имеет достаточно сложную конструкцию и состоит из множества отдельных элементов, контролирующих различные этапы подачи воздуха. Эта система работает во взаимосвязи с другими системами двигателя такими как: система впрыска, система улавливания паров топлива, система рециркуляции отработавших газов (EGR).
Также на ряде двигателей для увеличения наполнения цилиндров воздухом применяется турбонаддув, а также впускные заслонки для изменения геометрии впускного коллектора.
Неисправности системы впуска. Причины и методы устранения
Неисправности системы впуска характеризуются неустойчивой работой двигателя, сложностью запуска прогретого мотора, падением мощности.
К основным неисправностям системы впуска следует отнести:
- Поступление лишнего воздуха вследствие подсоса через негерметичные соединения. Эта неисправность связана с разрушением уплотнительных соединений в воздушных патрубках, местах их соединения. Устраняется путем восстановления герметичности соединения.
- Неисправность датчиков и исполнительных устройств, контролирующих или регулирующих количество поступающего воздуха. К ним относятся датчик температуры впускаемого воздуха, датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, регулятор холостого хода, сервопривод дроссельной заслонки. Из-за сбоя в показаниях одного из датчиков по количеству поступившего воздуха происходит сбой в системе подачи топлива, в результате чего двигатель работает с перебоями. Для устранения подобной неисправности необходимо провести компьютерную диагностику и проверить параметры работы датчиков. Неисправный датчик подлежит замене. Также неисправность датчиков системы впуска может быть в их проводке, в результате замыкания происходит нарушение их сигналов.
- Неисправности системы рециркуляции ОГ. Характерные проблемы связаны с заклинивание штока клапана ЕГР, вследствие загрязнения сажевыми отложениями. Для устранения неисправности необходимо произвести чистку и разработку клапана ЕГР. В случае если клапан не поддается разработке, то его необходимо заменить либо удалить. Удаление клапана ЕГР осуществляется физически и на программном уровне.
Удаление клапана ЕГР
На любом современном автомобиле, устанавливается ситема рециркулции отработавших газов.
Для соблюдения экологических стандартов, на автомобилях устанавливается система рециркуляции отработанных газов. Клапан рециркуляции выхлопных газов отвечает за перераспределение газов для смешивания с топливной смесью.
С течением времени клапан ЕГР обрастает нагаром, что приводит в нестабильной работе двигателя. Это связано с использованием низкого качества топлива и моторных масел, несвоевременной заменой масла в двигателе.
К основным неисправностям клапана ЕГР относят:
- заклинивание клапана в результате засорения системы отработанных газов;
- накопление отложений углерода на пластине или гнезде клапана, вследствие чего забиваются все трубки и разъемы.
Заклинивший в закрытом положении клапан ЕГР на автомобилях с бензиновым двигателем приводит к повышенному расходу топлива, а на дизельные двигатели при этом начинают жестко работать. О неисправности системы рециркуляции отработанных газов на панели приборов сообщит индикация «check engine», ЭБУ будет работать в аварийном режиме, ограничивая при этом мощность двигателя, отключая турбину, а на дизельных двигателях произойдет быстрое засорение и выход из строя сажевого фильтра.
При удалении клапана ЕГР недостаточно просто механически удалить сам клапан, что довольно несложно, имея набор инструмента. Очень важно в электронном блоке управления снять контроль с датчика ЕГР, в противном случае система управления двигателем так и будет работать в аварийном режиме. Самостоятельно произвести перепрограммирование электронного блока без специального оборудования невозможно, лучше доверить эту операцию специалистам станции технического обслуживания.
Система выпуска
Несмотря на простую конструкцию система выпуска выполняет не малое количество функций, основные из которых это: отвод выхлопных газов через выпускной коллектор, поглощение шумов и вибраций в результате работы мотора, продувка цилиндров, очистка ОГ от сажи и других вредных примесей. Выпускной система может состоять из следующих элементов:
- выпускной коллектор;
- лямбда-зонд;
- каталитический нейтрализатор;
- сажевый фильтр (на дизельных двигателях);
- глушители звука и соединительные трубы.
Лямбда-зонд. Диагностика и замена
К основным датчикам выпускной системы относится лямбда-зонд. По его сигналам ЭБУ постоянно корректирует время впрыска, добиваясь оптимального состава топливно-воздушной смеси для устойчивой работы двигателя и снижения расхода топлива.
Если ваш автомобиль стал потреблять больше топлива или произошла потеря тяги, появились перебои в движении, обороты двигателя нестабильны, катализатор стал работать нестабильно, то, скорее всего, имеется неисправность лямбда-зонда.
Как правило, самыми распространенными причинами неисправности лямбда-зонда являются:
- из-за применения некачественного топлива;
- перегрев корпуса лямбда-зонда;
Обычно, даже если нет явных неисправностей, один раз в 10000 км производят проверку лямбда-зонда. Проверку производят как визуально, так и с помощью таких приборов, как осциллограф или вольтметр. В ходе визуальной проверки осматривают:
- разъемы подключения проводов;
- проверяют надежность подключения и наличие сажевых отложений, возникающих в случае неисправного нагревателя или, если сгорает слишком обогащенная смесь;
- проверяют наличие блестящих отложений, которые являются признаком наличия свинцовых отложений и повреждают лямбда-зонд;
- проверяют наличие белых или серых отложений, возникающих из-за использования в топливе различных присадок и приводящих к замене датчика.
Проверку с помощью прибора производят на прогретом двигателе в том случае, если визуальная проверка не выявила неисправностей. При работающем двигателе отключаем от колодки датчик кислорода (лямбда-зонд) и подключаем его сигнальный провод к вольтметру, который должен быть включен в режим постоянного напряжения. Затем кратковременно доводят обороты двигателя до 2500, вынимают вакуумную трубку из регулятора давления и смотрят показания вольтметра.
Если показания прибора менее 0,8В, то лямбда-зонд неисправен. Если при проведении проверки лямбда-зонда на обедненную смесь показания прибора составили менее 0,2В, то датчик кислорода подлежит замене.
Лямбда-зонд меняют на аналогичный, при этом надо удостовериться, что маркировка старого и нового зондов полностью совпадает. Работа по замене зонда производятся только на холодном (непрогретом) двигателе и при отключенной системе зажигания. Сначала необходимо отсоединить от зонда провода, затем с помощью ключа откручиваем старый зонд и вкручиваем новый. При закручивании прилагать разумное усилие для того, чтобы не сорвать резьбовое соединение.
Удаление сажевого фильтра FAP/DPF
У автомобилей с дизельными двигателями уменьшение выброса вредных веществ происходит за счет применения системы «common rail» и сажевого фильтра. В последнее время фильтр такого типа объединяют с катализатором, вследствие чего один узел автомобиля осуществляет выполнение функций – фильтра FAP/DPF и катализатора. Назначение этого фильтра – препятствовать попаданию сажи в атмосферу, а катализатор осуществляет доокисление углеводородов.
Сам фильтр представляет собой керамические элементы, помещенные в металлический корпус. В нем множество впускных и выпускных каналов, а непосредственно фильтрующие стенки выполнены из пористого материала, который в свою очередь покрыт специальным веществом. Частицы сажи оседают на стенках, а через каналы беспрепятственно проходит газ. В процессе функционирования двигателя сажевые накопления в фильтре периодически высвобождаются путем регенерации, которая бывает, как активной, так и пассивной.
Пассивная регенерация сажевого фильтра происходит при длительной работе двигателя на повышенных оборотах, например, при движении за городом. Активная регенерация наоборот, запускается принудительно блоком управления двигателем. При этом температура выхлопа повышается за счет впрыска дополнительного количества топлива, которое сжигает накопившуюся сажу в фильтре. Проблема сажевого фильтра заявляет о себе появлением предупреждающей индикации на панели приборов, при этом падает мощность двигателя, ощутимо возрастает расход топлива, появляется нестабильная работа на холостых оборотах и повышенная задымленность выхлопа.
Диагностика и ремонт системы впуска/выпуска автомобиля в Минске популярна среди автомобилей audi (ауди), bmw (бмв), kia (киа), opel (опель), mercedes (мерседес), ford (форд), skoda (шкода), peugeot (пежо), volvo (вольво), toyota (тойота), volkswagen (фольксваген), mazda (мазда), nissan (ниссан).
Специализированый сервис по ремонту электрики и электроники автомобилей в Минске.
Выхлопная система автомобиля: схема устройства, возможные неисправности и методы диагностики
Многие автолюбители даже не представляют, насколько важна выхлопная система автомобиля в безаварийной работе силового агрегата, и не уделяют её обслуживанию должного внимания, в результате чего, может произойти выход из строя двигателя. Именно по этой причине, стоит внимательно ознакомиться с принципом работы выхлопной системы, её конструктивными особенностями, и знать, из чего состоит выхлопная система.
В работе двигателя внутреннего сгорания важная роль отводится своевременному выводу наружу отработавших газов, начинающих скапливаться в камере сгорания головки блока цилиндров сразу после воспламенения топливной смеси. Данную задачу призваны выполнять выхлопные системы, или как говорят автолюбители, глушители, которыми оснащаются все современные машины. Должная работа выхлопной системы, направленная на отвод из мотора остатков отработанной топливной смеси, целиком зависит от исправности всех её составных элементов, имеющих некоторые конструктивные отличия в зависимости от типа двигателя.
Принцип работы выхлопной системы
Современная автомобильная выхлопная система состоит из нескольких частей, в отличие от первых устройств, имеющих вид механического клапана, который принудительно открывался водителем автомобиля вручную. Все элементы выхлопной системы, которые соединяются между собой с помощью крепёжных болтов через расположенные на их концах фланцы, предназначены для:
- отвода из камеры сгорания двигателя выхлопных газов и прочих не сгоревших остатков топливной смеси;
- уменьшения выделяемого мотором во время работы шума;
- уменьшения количества токсичных веществ находящихся в выхлопе автомобиля;
- предотвращения попадания в салон транспортного средства токсичных газов.
Устройство выхлопной системы автомобиля обладает довольно простым принципом работы, которая подразумевает отвод отработанных газов из камеры сгорания, проводя их через трубы к задней части транспортного средства, понижая при этом, за счёт герметичности всей конструкции и соединений через фланцы с термоустойчивыми уплотнителями, выделяемый мотором шум.
Уменьшение количества токсичных веществ в выхлопных газах достигается за счёт применения в конструкции выхлопной системы каталитических нейтрализаторов (катализаторов), работоспособность которых контролирует специальный датчик, называемый лямбда-зонд. В современных дизельных автомобилях, для повышения показателя экологичности выхлопа, производители используют сажевый фильтр, которым также оснащается выхлопная система дизеля.
В конструкции дизельного мотора, а также современного бензинового агрегата, довольно часто используется турбонагнетатель, который использует для подачи в камеру сгорания воздушную смесь из кислорода и отработавших газов, забираемых из выпускного коллектора. Количество попадающих в турбину выхлопных газов, регулирует датчик, расположенный на корпусе выпускного коллектора.
Устройство конструкции и назначение её составных частей
Детали, составляющие данную конструкцию, имеют различную функциональную нагрузку и собственные обозначения, отражающие этапность их работы. Сама схема выхлопной системы и наименования её частей, выглядят следующим образом:
Коллектор выпускной, представляет собой навесной тип оборудования силового агрегата, и предназначен для поступления в него отработавших частиц и газов топливной смеси с камер сгорания каждого из цилиндров, и изготавливается в основном из керамики, сплавов чугуна или нержавеющей стали, обладающих повышенной термоустойчивостью.
Приёмная труба, именуемая автолюбителями как «штаны», из-за схожего внешнего вида, предназначена для объединения нескольких потоков выхлопных газов в один, и для дальнейшего их продвижения к каталитическому нейтрализатору (катализатору). Труба зачастую оснащается так называемой гофрой, с помощью которой происходит гашение вибрации, передаваемой на всю конструкцию выхлопной системы работающим мотором.
Катализатор, представляет собой керамические соты, поверхность которых покрыта слоем сплава из платины и иридия, что позволяет вступить в химическую реакцию с ними выхлопным газам, в результате чего происходит их разделение на кислород и оксид азота. Выделенный кислород в катализаторе помогает более эффективно сгорать остаткам топливной смеси, в результате чего к глушителю подаётся исключительно азотно-диаксидноуглеродная смесь. Работу каталитического нейтрализатора контролирует специальный датчик лямбда зонд, передавая сигнал на блок управления силового агрегата автомобиля. Аналогичный датчик, устанавливается и на выпускной коллектор, для анализа показателей токсичности поступающих в катализатор отработанных газов.
Резонатор или пламегаситель, предназначен для понижения высокой температуры отработанных выхлопных газов, что достигается с помощью его ячеистого внутреннего строения. Последней деталью в конструкции, является глушитель, задача которого заключена в понижении шума работающего двигателя за счёт перфорированной трубы внутри его корпуса.
Все составные части выхлопной системы соединены друг с другом через фланцы с помощью крепёжных болтов и термостойких уплотнителей, отвечающих за герметичность данной конструкции, без которой невозможна полноценная работа двигателя современного автомобиля.
Возможные неисправности, методы их устранения и варианты тюнинга
Конструкция выхлопной системы является идеальным вариантом для проведения тюнинга легкового автотранспортного средства, благодаря простате монтажа её составных частей и наличием большого ассортимента различных деталей. Самым частым вариантом тюнинга глушителя является установка так называемого прямоточного выхлопа, когда из системы убирается резонатор.
Наиболее частые неисправности выхлопной системы связаны с потерей герметичности деталей или их соединений, уплотнители в которых могут сильно износиться. Для замены уплотнительных элементов, необходимо приобрести ремонтный комплект выхлопной системы, и открутив крепёжные болты, поменять их на новые.
Сделанные из различных сплавов металла детали выхлопной системы, подвергаются значительному нагреву, резкому перепаду температур, и работают в условиях повышенных нагрузок, в результате чего подвержены сильному износу и прогаранию внутренних частей. Определить данные поломки позволит громкий шум работающего мотора и визуальная диагностика выхлопной системы, после проведения которой, повреждённую деталь конструкции необходимо либо заменить на новую, в случае внутренних неисправностей, либо отремонтировать её корпус с помощью электро/газосварки.
В современных автомобилях работа силового агрегата контролируется блоком управления, который получает определённые сигналы от многочисленных датчиков, расположенных на всех его конструктивных узлах. В конструкции выхлопной системы расположен датчик, именуемый лямбда-зондом, замеряющий количество токсичных веществ в отработанных газах. Его неисправность или некорректную работу способен выявить только диагностический стенд, после чего датчик необходимо заменить.
Эксплуатировать автомобиль с неисправной выхлопной системой нельзя, это может привести, как к поломке силового агрегата, на клапанах образуется закоксование рабочей поверхности, приводящее к потере мощности мотора, так и к возможному нанесению вреда здоровья водителя и всех пассажиров, из-за попадания в салон токсичных выхлопов.
Система выпуска отработавших газов
Описание конструкции
Элементы системы выпуска отработавших газов: 1 — уплотнительное кольцо в соединении труб дополнительного и основного глушителей; 2 — хомут; 3 — подушка подвески основного глушителя (передняя) и дополнительного глушителя; 4 — основной глушитель; 5 — задняя подушка подвески основного глушителя; 6 — дополнительный глушитель; 7 — металлокомпенсатор; 8 — кронштейн крепления катколлектора и блоку цилиндров; 9 — стопорная пластина; 10 — уплотнительная прокладка в соединении катколлектора с трубой дополнительного глушителя; 11 — катколлектор; 12 — уплотнительная прокладка в соединении головки блока цилиндров с катколлектором
Расположение на автомобиле подушек подвески и теплозащитных экранов системы выпуска отработавших газов: 1 — подушка подноски системы выпуска; 2 — теплозащитный экран
Система выпуска состоит из выпускного коллектора, выполненного за одно целое с каталитическим нейтрализатором отработавших газов (катколлектора), дополнительного и основного глушителей и соединяющих их труб. Между головкой блока цилиндров и катколлектором установлена металлическая уплотнительная прокладка. Прокладка состоит из двух стальных пластин, соединенных между собой точечной сваркой. На пластинах отштампованы выступы, уплотняющие выпускные каналы. К шпилькам фланца катколлектора тремя гайками крепится фланец трубы дополнительного глушителя. Соединение уплотняется металлоармированной прокладкой. Гайки законтрены от отворачивания отгибанием лепестков стопорной пластины. Катколлектор крепится к блоку цилиндров двигателя с помощью кронштейна, состоящего из двух частей, соединенных между собой двумя болтами. Составная конструкция кронштейна позволяет исключить напряжения в корпусе катколлектора, которые могут возникнуть при креплении кронштейна к блоку цилиндров. В переднюю часть трубы дополнительного глушителя встроен металлокомпенсатор сильфонного типа. Металлокомпенсатор позволяет силовому агрегату совершать колебания, не передавая их на систему выпуска отработавших газов. Труба дополнительного глушителя соединена с трубой основного глушителя. Для обеспечения герметичности между фланцами труб установлено металлическое кольцо со сферической наружной поверхностью. Внутренняя поверхность фланцев — также сферическая. Фланцы стянуты хомутом, состоящим из двух частей. Основной и дополнительные глушители предназначены для сглаживания пульсаций в потоке отработавших газов и снижения уровня их шума. Каждый глушитель содержит несколько камер различной длины, заполненных шумопоглощающим материалом и соединенных между собой трубами. Газы, проходя через лабиринты камер, теряют свою скорость за счет расширения, завихрения и перетекания из камеры в камеру. Система выпуска подвешена к кузову на четырех резиновых подушках. Над дополнительным глушителем и его трубой (в зоне металлокомпенсатора) установлены теплозащитные экраны. В верхней части катколлектора (перед каталитическим нейтрализатором) установлен управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Второй датчик — диагностический — установлен в нижней части катколлектора, после нейтрализатора. Каталитический нейтрализатор тройного действия обеспечивает выполнение требований по нормам токсичности Евро-4, уменьшая выбросы в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов. Внутри катализатора расположен пористый несущий материал — блок с сотовой структурой. На поверхности блока нанесен промежуточный слой активаторов, а поверх него — каталитически активный слой из благородных металлов (платины, палладия и родия). На каталитически активном слое происходят химические реакции, при которых ядовитые вещества отработавших газов — оксид углерода и оксиды азота превращаются в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и воду. Степень очистки отработавших газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчиков концентрации кислорода. При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчики концентрации кислорода быстро выходят из строя.
Подушки подвески системы выпуска от работавших газов: 1 — подушка подвески дополнительного и основного (передняя) глушителей; 2 — задняя подушка подвески основного глушителя
Поэтому эксплуатация автомобиля, даже кратковременная, на этилированном бензине категорически запрещается. Причиной выхода из строя нейтрализатора может также стать неисправность в системе зажигания или системе питания. При пропусках воспламенения в одном или нескольких цилиндрах двигателя (в этом случае сигнализатор неисправности системы управления двигателем, расположенный в комбинации прибором, начинает мигать) несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и выводит из строя керамический блок с активаторами, что может привести к закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя. В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, попытаться найти причину и устранить неисправность. Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания. Глушители и кат коллектор — неразборные узлы, при выходе из строя их необходимо заменять новыми. Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной коррозии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений и замену резиновых подушек подвески системы.