ПЗУ что это в компьютере, ппзу
СППЗУ – Стираемые программируемые постоянные запоминающие устройства
Цифровые полупроводниковые микросхемы памяти предназначены для применения в оперативных (ОЗУ) и постоянных (ПЗУ) запоминающих устройствах. Наиболее распространены БИС памяти с произвольной выборкой, основной частью которых является накопитель – матрица запоминающих элементов (элементов памяти), каждый из которых предназначен для хранения одного бита информации. Совокупность элементов представляет собой информационную емкость БИС. С помощью систем шин строк Х и столбцов Y возможна выборка произвольного элемента памяти.
Микросхемы ПЗУ хранят информацию при отключении источника питания, тогда как в микросхемах ОЗУ она теряется.
Важнейшими параметрами элемента памяти являются площадь, занимаемая им на кристалле, и потребляемая мощность. Для достижения максимальной информационной емкости площадь элемента, а значит, и размеры транзисторов (длина, ширина канала и др.) должны быть минимальными. Они зависят от разрешающей способности фотолитографии, задающей минимальный топологический размер. При сравнении элементов памяти разных типов удобно оценивать их площадь не в абсолютных, а в относительных единицах – числом литографических квадратов со стороной. Относительная площадь характеризует «качество» схемотехники и топологического проектирования элементов памяти.
Репрограммируемые ПЗУ хранят информацию при отключенном источнике питания. Ввод информации называют программированием. Установку элементов памяти в исходное одинаковое состояние, соответствующее хранению лог. О (или лог. 1), называют стиранием информации. В зависимости от типа элементов памяти оно может осуществляться электрическим или неэлектрическим способом. Соответствующие устройства обозначают ЭСППЗУ (электрически стираемые программируемые ПЗУ) или СППЗУ. В СППЗУ стирание осуществляется сразу для всех элементов накопителя, в ЭСППЗУ его можно произвести в отдельной строке и даже в произвольно выбранном одном элементе. Стирание и последующее программирование образуют цикл перепрограммирования.
Элементы памяти основываются на бистабильных МДП-транзисторах, которые могут находиться в одном из двух состояний, соответствующих хранению лог. 1 или лог. О. Наиболее распространенными являются транзисторы с «плавающим» затвором, у которых между управляющим затвором и подложкой расположен второй затвор, со всех сторон окруженный диэлектриком. Потенциал второго затвора изменяется в зависимости от заряда на нем, отсюда и название «плавающий». Хранимая информация определяется зарядом на плавающем затворе.
Элементы СППЗУ
В отличие от постоянных запоминающих устройств (ПЗУ) и однократно программируемых постоянных запоминающих устройств (ППЗУ), которые не допускают изменения однажды записанной информации, в стираемых ПЗУ информацию можно перезаписывать многократно. Стирание информации производится с помощью ультрафиолетового облучения. Длительность хранения записанной информации может доходить до нескольких лет и более. Поэтому стираемые ПЗУ часто называют энергонезависимой памятью (памятью с сохранением информации при выключении электропитания). Существует много различных типов стираемых ПЗУ незначительно отличающихся принципами действия и структурой, причем каждый тип имеет свои разновидности.
Электрически программируемые ПЗУ (ЭППЗУ) не требуют для стирания информации ультрафиолетового облучения. Запись и удаление информации из запоминающего элемента производится с помощью приложения высокого напряжения. Примером ЭППЗУ является структура с плавающим затвором и туннельным переходом (ПЛТМОП). В таких ПЗУ информация стирается электрически последовательно бит за битом.
В настоящее время моделирование и оптимизация конструкции ЭСППЗУ осложнено отсутствием модели запоминающего элемента, основой которого является участок с туннельным окислом. Для модели требуется создание схемы замещения этого участка на основе анализа элементной базы низковольтовых ЭСППЗУ, а также методики расчета и оптимизации конструкции ячейки.
В случае хранения лог. 1 на плавающем затворе существует отрицательный заряд электронов и пороговое напряжение по управляющему затвору, получается высоким (несколько вольт). Если хранится лог. О, то заряд на плавающем затворе равен нулю или положителен, тогда пороговое напряжение, низкое (или даже отрицательное). Так как токи утечки диэлектрика ничтожно малы, то время хранения, являющееся важным параметром элемента памяти, большое. По оценкам оно превышает 10 лет при повышенной температуре (70. 100’С), когда токи утечки максимальны.
В режиме считывания на шину выбранной строки подают напряжение, лежащее в пределах порогового, а на шины остальных строк – напряжение, меньшее порогового, так что в элементах памяти этих строк транзисторы закрыты. В выбранной строке транзисторы будут открытыми или закрытыми в зависимости от хранимой информации. Следовательно, в шине выбранного столбца в случае хранения лог. 0 будет протекать ток, а в случае хранения лог. 1 ток равен О. Ток в шине столбца воспринимается усилителем считывания. Время считывания определяется значением тока, чувствительностью и быстродействием усилителя и других схем обслуживания. Оно того же порядка, что и в СБИС ОЗУ.
В режиме программирования напряжение на шине выбранного столбца устанавливается высоким (около 15..20 В), если необходимо создать отрицательный заряд на плавающем затворе (запрограммировать лог. 1). В противном случае это напряжение равно 0. Напряжение на шине выбранной строки также устанавливается высоким, причем большим напряжения программирования столбца. Программирование основано на инжекции горячих электронов в окисел у стокового конца канала. Они генерируются в сильном электрическом поле, высокая напряженность которого обусловлена малой длиной канала и большим напряжением программирования. Число инжектированных электронов пропорционально току канала, составляющему несколько миллиампер. Так как напряжение на управляющем затворе выше, чем на стоке, в диэлектрике существует вертикальная составляющая вектора напряженности электрического поля, благодаря которой инжектированные в окисел электроны дрейфуют к плавающему затвору и накапливаются на нем. Ток через диэлектрик очень мал (единицы пикоампер), поэтому время программирования одного элемента памяти весьма велико (около 1 мс) и на 4 порядка превышает время считывания.
Стирание (удаление электронов с плавающего затвора) производится облучением кристалла ультрафиолетовым светом, для чего в корпусе микросхемы предусматривается окно с кварцевым стеклом. Под действием света электроны приобретают энергию, достаточную для перехода с плавающего затвора в диоксид. Далее они дрейфуют в подложку, потенциал которой должен быть выше, чем на управляющем затворе. Время стирания порядка 1 мин. Для проведения этой операции микросхема должна быть извлечена из устройства и поставлена в специальную установку стирания, что практически не всегда удобно, причем стирается содержимое всего накопителя.
В каждом цикле перепрограммирования происходят небольшие изменения в физической структуре элемента. Протекание токов через диоксид приводит к захвату в нем электронов ловушками и образованию дополнительного поверхностного заряда. Установлено, что после большого числа циклов разность порогового напряжения 0 и 1 уменьшается. Поэтому существует максимально допустимое число циклов перепрограммирования (около 103).
Достоинством рассмотренного элемента является его простота и малая площадь (6. 10 литографических квадратов). Это позволяет создавать СБИС большой информационной емкости (1 Мбит и выше).
ПЗУ что это в компьютере, ппзу
Кроме оперативной памяти, под термином “память” мы будем подразумевать постоянную и CMOS – память.
К постоянной памяти относят постоянное запоминающее устройство, ПЗУ (в англоязычной литературе – Read Only Memory, ROM, что дословно перводится как “память только для чтения”), перепрограммируемое ПЗУ, ППЗУ (в англоязычной литературе – Programmable Read Only Memory, PROM), и флэш-память (flash memory). Название ПЗУ говорит само за себя. Информация в ПЗУ записывается на заводе-изготовителе микросхем памяти, и в дальнейшем изменить ее значение нельзя. В ПЗУ хранится критически важная для компьютера информация, которая не зависит от выбора операционной системы. Программируемое ПЗУ отличается от обычного тем, что информация на этой микросхеме может стираться специальными методами (например, лучами ультрафиолета), после чего пользователь может повторно записать на нее информацию. Эту информацию будетневозможно удалить до следующей операции стирания информации.
C.2. Флэш-память.
Особо следует рассказать о флэш-памяти. Flash по-английски – это “вспышка, проблеск”. Флэш-память является энергонезависимой памятью, (как и ПЗУ и ППЗУ). При выключении компьютера ее содержимое сохраняется. Однако содержимое flash-памяти можнр многократно перезаписывать, не вынимая ее из компьютера (в отличие от ППЗУ). Запись происходит медленнее, чем считывание, и осуществляется импульсами повышенного напряжения. Вследcтвие этого, а также из-за ее стоимости, флэш память не заменит микросхемы ОЗУ.
C.3. CMOS-память.
CMOS-память – энергозависимая, перезаписываемая память, которая при своей работе , однако, почти не потребляет энергии. CMOS переводится как complementary metal oxode semiconductor – “комплиментарный металл – оксид – полупроводниковый”. Достоинства этой памяти – низкое потребление энергии, высокое быстродействие. В CMOS – памяти компьютера находятся важные для его работы настройки, которые пользователь может менять для оптимизации работы компьютера. Питается эта память от небольшого аккумулятора, встроенного в материнскую плату.
C.4. Недостатки перезаписываемой памяти.
Основной недостаток ПЗУ – невозможность обновить информацию в этом виде памяти, – одновременно является и его преимуществом: данные невозможно потерять случайно и умышленно. Особенно это стало актуальным на рубехе XX – XXI веков, с вытеснением микросхем ПЗУ на CMOS и flash-память. Рассмотрим возникающие проблемы.
C.4.1. Потеря данных в CMOS.
Компьютеры с ISA шиной (содержащие процессоры вплоть до i80286), имели минимум настроек. Часто они вполне нормально работали в своей основной конфигурации.
Ситуация изменилась после появления на компьютерах памяти более чем 16 Мбайт, ШВУ контроллеров и PCI-шины. Как выяснилось, в большинстве случаев стандартная настройка материнской платы стала неприменимой. Для сохранения настроек пользователя их стали хранить в CMOS-памяти.
Иногда содержимое CMOS-памяти разрушается. Это возможно в следующих случаях:
- Воздействие вируса. При своей работе вирус может специально внедряться в CMOS-память, чтобы обеспечиватиь лучшие условия для его распространения либо специально вывести компьютер из строя.
- Неисправность аккумулятора. В некоторых случаях аккумулятор CMOS-памяти может разряжаться (от времени или короткого замыкания на плате.) В этом случаесодержимое CMOS может разрушиться не сразу, а по прошествии двух – трех суток.
- Скачок напряжения при работе с CMOS. В этом случае последствия непредсказуемы.
- Установка пароля на загрузку. Иногда пользователь для защиты от несанкционированного доступа устанавливает “пароль на загрузку”. Если он потом забудет пароль, то для запуска компьютера будет необходим сброс параметров CMOS-памяти путем короткого замыкания ее аккумулятора.
Для восстановления параметров CMOS-памяти после ее сброса существуют опции “стандартной” и безопасной” настройки этой памяти на материнской плате. Пользователю в этом случае придется восстанавливать не все, а только часть параметров. Опции “стандартной” и “безопасной” настройки хранятся в ПЗУ и изменить их невозможно!
C.4.2. Потеря данных в flash-памяти.
Потеря данных в flash-памяти возможна по тем же причинам, что и в CMOS-памяти. Однако для флэш-памяти нет возможности вернуться к первоначальным установкам! В связи с этим потеря информации в флэш-памяти может быть непоправимой.
. В 1998 году автор узнал о новом черезвычайно опасном вирусе –”Чернобыль”. Опасность заключалась в его действии – ровно в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС этот вирус портил содержимое флэш-памяти и наиболее важной ее части – BIOS. В результате компьютер не мог вообще осуществлять операции ввода-вывода, в том числе и загрузку операционных систем. CMOS-память же оставалась в полном порядке! Поскольку микросхема с BIOS обычно была припаяна к материнской плате, приходилось выкидывать всю материнскую плату.
Автору известен только один способ 100% гарантии избежать действия этого вируса – аппаратно запретить перзапись флэш-памяти. Дело в том, что новые версии этого вируса размножаются лавинообразно, и нет гарантии, что он сработает именно в эту дату.
ПЗУ что это в компьютере, ппзу
Сравнительная характеристика ОЗУ и ПЗУ
Постоянная память,
или
постоянное запоминающее устройство
(ПЗУ или ROM, англ.)
Оперативная память,
или
оперативное запоминающее устройство
(ОЗУ или RAM, англ.)
служит для хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов. Используется только для чтения.
предназначена для хранения информации, изменяющейся в ходе выполнения процессором операций по ее обработке. Используется как для чтения, так и для записи информации.
энергонезависима, то есть записанная в ней информация не изменяется после выключения компьютера.
энергозависима, то есть вся информация хранится в этой памяти только тогда, когда компьютер включен.
Физически для построения запоминающего устройства типа RАМ используют микросхемы динамической и статической памяти, для которых сохранение бита информации означает сохранение электрического заряда (именно этим объясняется энергозависимость всей оперативной памяти, то есть потеря при выключении компьютера всей информации, хранимой в ней).
Оперативная память компьютера физически выполняется на элементах динамической RАМ, а для согласования работы сравнительно медленных устройств (в нашем случае динамической RАМ) со сравнительно быстрым микропроцессором используют функционально для этого предназначенную кэш-память, построенную из ячеек статической RАМ. Таким образом, в компьютерах присутствуют одновременно оба вида RАМ. Физически внешняя кэш-память также реализуется в виде микросхем на платах, которые вставляются в соответствующие слоты на материнской плате.
Необходимо заметить, что современные процессоры имеют свою внутреннюю кэш-память (таким образом, кэш- памятей в компьютере несколько), одна – самая быстрая и маленькая – встроена непосредственно в процессор. Например, процессор Mendocino (Celeron – A) имеет кэш-память 128 кбайт, а процессор Intel Pentium II – 512 кбайт.
В современных PC есть быстрая память еще одного вида, имеющая специальное назначение. Видеопамять хранит закодированное изображение экрана монитора. В IВМ РС видеопамять является компонентой контроллера (видеоадаптера, видеокарты), управляющего работой дисплея.
Логическая организация памяти современных персональных компьютеров достаточно сложна и включает в себя несколько различных уровней. Стандартная или конвенциональная память (Conventional memory) во всех IBM-совместимых компьютерах имеет стандартный размер — 640 Кбайт. Затем следует зона так называемой “верхней” памяти (UMB — Upper Memory Blocks) размером в 384 Кбайта.
Часть обычной стандартной области ОЗУ по необходимости используется для хранения резидентной части операционной системы, драйверов периферийных устройств. Но основное ее назначение — загрузка в нее исполняемых программ.
Регистровая память процессора — это внутренняя память процессора (иногда называется СОЗУ – сверхоперативное запоминающее устройство). Регистров немного (у IВМ РС их 14). Каждый из регистров служит своего рода черновиком, используя который процессор выполняет расчеты и сохраняет промежуточные результаты. Полученные результаты переписываются из регистров процессора в ячейки ОЗУ.
Обмен информацией между процессором и внутренней памятью производится машинными словами (из регистра в ячейку и обратно). Адрес ячейки, в которую направляется информация, передаваемая по шине данных, передается процессором по адресной шине.
ПЗУ что это в компьютере, ппзу
Надо ли объяснять какое значение имеет постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) компьютера. B системе Синклер-Спектрум объем ПЗУ составляет 16 килобайт, расположено оно в нижних адресах памяти от адреса 0000 до 3FFF, что в десятиричной системе может быть записано как от 0 до 16363.
Содержимое ПЗУ составляет одна очень сложная и сравнительно крупная программа. Ее называют монитором, и многое в компьютере происходит под ее управлением. Она организует опрос клавиатуры, ввод/вывод программ с магнитофона, управляет выдачей информации на экран и принтер, весь диалог, который Вы в БЕЙСИКе ведете с компьютером, на самом деле ведется с этой программой. Монитор может еще очень и очень многое. Те, кто хорошо знают эту программу, могут использовать ее процедуры в своих программах, что позволяет сокращать время при разработке новых программ и повышать их эффективность.
Мы имеем очень много писем с просьбой рассказать о ПЗУ компьютера, объяснить назначение и особенности работы некоторых входящих в него процедур. Выполняя многочисленные просьбы наших читателей, мы начинаем сегодня печатать с продолжением свою разработку “СЕКРЕТЫ ПЗУ”.
Задача, которую мы поставили, выглядит серьезной. Дело в том, что основным первоисточником является книга д-ра Яна Логана и д-ра Фрэнка О’Хары “THE COMPLETE SPECTRUM ROM DISASSEMBLER”. Эта книга вполне может считаться библией программиста на “СПЕКТРУМЕ”, но ее внушительный объем (порядка 450 машинописных страниц в русскоязычном переводе) делает невозможный для нас ее распространение в рамках разумных цен.
Пытаясь совместить желаемое и возможное, мы сделаем все, что сумеем, чтобы дать Вам в этом году полный обзор системного ПЗУ компьютера, для большинства наиболее употребимых процедур мы дадим не только точки входа, но и условия обращения к ним, некоторые наиболее интересные и поучительные конструкции будут детально разобраны и прокомментированы, а для прочих мы укажем начало, конец и конечно же назначение процедуры.
Программы, содержащиеся в ПЗУ очень широко общаются с областью системных переменных “СПЕКТРУМА”. Названия системных переменных при этом мы будем указывать точно так, как это сделано в книге Виккерса “Программирование на языке БЕЙСИК для компьютера СИНКЛЕР ZX СПЕКТРУМ”, те же названия системных переменных были применены нами в нашей разработке “Большие возможности вашего СПЕКТРУМа”.
Поскольку изучая ПЗУ вам необходимо знать основы программирования в машинных кодах и на языке АССЕМБЛЕРа, реальную помощь Вам может оказать наша разработка “Первые шаги в машинных кодах”, а если и после этого какие-либо нюансы будут ускользать от вас, то многие программистские приемы освещены в нашей книге “Практикум по программирования в машинных кодах”. Эти разработки – базовые. Не сделав их, мы не смели и приближаться к тому, чтобы начать освещение системного ПЗУ компьютера.
Монитор “СПЕКТРУМа” содержит три основные части:
1. Процедуры управления вводом/ выводом.
2. Интерпретатор БЕЙСИКа.
3. Вычислительные процедуры.
Поскольку эти части весьма значительны, мы рассмотрим монитор, условно выделив в нем 10 разделов.
1. Раздел инициализации.
2. Обслуживание клавиатуры.
3. Обслуживание звукового динамика.
4. Работа с магнитофоном.
5. Поддержка экрана и принтера.
6. Процедуры исполнения команд.
7. Интерпретатор команд и БЕЙСИК-строк.
8. Расчет выражений.
9. Арифметические процедуры.
10. Встроенный калькулятор.
1. ПРОЦЕДУРЫ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ
Процедура запускается при включении компьютера в сеть, после нажатия кнопки RESET, после команды RANDOMIZE USR 0. Она выставляет вершину физической памяти компьютера FFFF в регистре DE, обнуляет аккумулятор и делает переход к процедуре START/NEW по адресу 11CB.
К этой процедуре происходит обращение, когда интерпретатор БЕЙСИКа фиксирует ошибку. Процедура извлекает адрес возникновения ошибки из системной переменной CH_ADD и выставляет его в указателе (системной переменной) X_PTR, после чего делает переход на процедуру обработки ошибки ERROR-2 по адресу 0053.
Точка входа для печати символа на экране или на принтере, при входе код печатаемого символа должен содержаться в регистре A процессора. Процедура не делает ничего, просто передает управление процедуре PRINT-A-2, которая находится по адресу 15F2 и действительно занимается печатью.
0013-0017 – не используются.
Процедура принимает из системной переменной CH_ADD код символа, который в настоящий момент обрабатывается интерпретатором БЕЙСИКа и помещает его в аккумулятор процессора.
Проверяет, соответствует ли данный код печатному символу или нет. Если да, то происходит возврат в вызывающую процедуру. Если нет, то работа продолжается. Для проверки TEST-CHAR использует обращение к процедуре SKIP-OVER, находящейся в 007D.
Увеличивает CH_ADD на единицу, т.е. переходит к следующему символу БЕЙСИК-строки и снова идет на проверку в TEST-CHAR (001C).
0025-0027 – не используются.
002B-002F – не используются.
Предназначена для выделения в рабочей области БЕЙСИКа свободного места заданного размера. Размер предварительно должен быть установлен в регистровой паре ВС. Собственно здесь вычисления не производятся. Это только точка входа. Управление передается на процедуру RESERVE (169E).
Широко используется БЕЙСИКОМ, особенно при редактировании, например, когда Вы вставляете пропущенные строки или операторы.
Очень важная процедура. 50 раз в секунду процессор выполняет прерывание своей работы и обращается сюда. При работе в БЕЙСИКе это происходит всегда, а при работе в маш. кодах только если прерывание включено. Здесь происходит увеличение системной переменной FRAMES, которая является как Вы внутренними часами компьютера и начинается выполнение KEY-INT.
Отсюда 50 раз в секунду вызывается процедура сканирования клавиатуры KEYBOARD (02BF) с целью определения была ли нажата какая-либо клавиша, когда часы выставлены и клавиатура проверена, управление вновь передается процессору для продолжения той
работы, которой он занимался до прерывания.
Если БЕЙСИК-интерпретатор встретил ошибку, то ее код отправляете на стек, здесь код ошибки снимается со стека и помещается в регистр L процессора.
Код ошибки передается из регистра L в системную переменную ERR_NR, а на стек процессора помещается адрес, определяющий куда надо переходить для обработки ошибки. Он содержится в системной переменной ERR_SP. Возврат выполняется не сразу, а после перехода к процедуре SET-STK (16С5), где очищается стек калькулятора (не путать со стеком процессора, который именуют также машинным стеком).
Дополнительно сообщим, что использование новых нестандартных команд, как например команд МЕГА-БЕЙСИКа, ЛАЗЕР-БЕЙСИКа, БЕТА-БЕЙСИКа и т. п. организовано именно на этой системной переменной ERR_SP. Интерпретатор встречает незнакомый или неожиданный символ, и идет на обработку ошибки по выставленному в ERR_SP адресу, а там его ждут процедуры, которые отличают настоящую ошибку от допустимого расширения, предусмотренного программой.
005F-0065 – не используются.
Процедура обработки немаскированного прерывания. Сразу скажем, что в фирменной ПЗУ здесь содержится ошибка.
При получении прерывания по линии INT, процессор обращается к адресу 0066 (это заложено в устройстве процессора), и здесь он должен найти адрес процедуры, которая будет это прерывание обрабатывать.
PUSH AF PUSH HL LD HL, (5CB0)
Запомнили на стеке содержимое этих пар.
В регистр HL загружается содержимое системной переменной, находящейся по указанному адресу – 5C80.
Не ищите эту системную переменную в литературе. Поскольку данная процедура не работает из-за содержащейся в ней ошибки, то и про эту системную переменную нигде не пишут, а говорят, что адрес 5CB0 (23728) якобы не используется. Должна же эта переменная называться NMIADD и содержать адрес, по которому находится программа, обрабатывающая немаскируемое прерывание.
LD A,H ; Проверка содержимого
JR NZ, 0070 ; ОШИБКА! Здесь должно быть JR Z,0070. Должно быть так, что если в NMIADD
стоит 0, то переход в 0070 и оттуда возврат, ничего не сделав. А если не 0, то переход по адресу из NMIADD.
JP (HL) ;На самом же деле все происходит наоборот: если 0, то происходит переход по
адресу 0, т.е. системный сброс компьютера, а если не 0, то возврат, ничего не сделав.
POP HL ; Восстановление содержимого
РОР AF ; этих пар.
RETN ; Возврат после обработки немаскированного прерывания.
0074-007С – CH_ADD+1. Процедура выполняет переход к следующему интерпретируемому символу, увеличивает на единицу системную переменную CH_ADD и вводит новый символ в аккумулятор,
При входе сюда в регистре A содержится код символа, который сейчас обрабатывает интерпретатор БЕЙСИКа. Проверяется является ли он нормальным печатным символом или управляющим кодом, в первом случае – возврат, а во втором код анализируется и производится переход к очередному символу или даже через один с выставлением флага переноса или без. Все зависит от того, какой символ был найден.
0095-0204 – таблицы токенов.
Вы, конечно знаете, что ключевые слова в БЕЙСИКе на “СПЕКТРУМЕ” набираются не по буквам, а закреплены за своими клавишами. Здесь в ПЗУ находятся токены этих ключевых слов. Чтобы отделять их друг от друга последний символ каждого токена инвертирован, включением седьмого бита, иначе говоря, к коду последнего символа
прибавлено число 128.
0205-026B – таблицы клавиатуры.
Этих таблиц – шесть для разных режимов, в которых может находиться клавиатура. Они определяют какой символ, токен или управляющий код закреплен за данной клавишей. Более подробно:
0205-022B – когда клавиатура находится в режимах L или С.
022С-0245 – клавиатура в режиме Е. Для буквенных клавиш без нажатия CAPS SHIFT. 0246-02SF – клавиатура в режиме Е. Для буквенные клавиш с нажатой клавишей CAPS
0260-0269 – управляющие коды, закрепленные за цифровыми клавишами при нажатой клавише CAPS SHIFT.
026А-0283 – символы и токены, закрепленные за клавишами при нажатии клавиш вместе с SYMBOL SHIFT.
0284-026В – клавиатура в режиме Е. Для цифровых клавиш с нажатой клавишей SYMBOL SHIFT.