На какие группы делятся моторные масла
Автотранспорт – правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
1. Классификация моторных масел.
Классификация моторных масел.
1. Классификация моторных масел. Моторные масла подразделяются на минеральные (нефтяные), синтетические и полусинтетические.
Минеральные масла получают фракционной перегонкой мазута, образующегося после прямой перегонки нефти.
Синтетические масла получают синтезом различных углеводородов и органических соединений. Синтетические масла по эксплуатационным характеристикам значительно лучше минеральных. Они обладают более высокими вязкостно-температурными свойствами, срок их службы в несколько раз превышает срок службы минеральных масел и составляет от 20 до 80 тыс. км. Синтетические масла имеют на 30-40% меньше в сравнении с минеральными расход масла на угар.
Полусинтетические масла получают смешиванием высококачественных минеральных масел с синтетическими компонентами. По качеству полусинтетические масла имеют преимущества перед минеральными, по стоимости значительно ниже чем синтетические.
2. Назначение моторных масел – обеспечивать жидкостное трение деталей двигателя и снижать их износ за счет создания надежного масляного слоя и прочной масляной пленки.
Кроме этого, моторные масла обеспечивают уплотнение зазоров в деталях цилиндро-поршневой группы, охлаждение и очищение от продуктов износа трущихся поверхностей, защиту деталей от коррозии.
3. В зависимости от назначения моторные масла подразделяются:
а) на масла для дизельных двигателей;
б) масла для бензиновых двигателей;
в) универсальные моторные масла, которые применяются в системах смазки и бензиновых, и дизельных двигателей.
4. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.
5. Нормируемыми показателями качества моторных масел являются кинематическая вязкость, индекс вязкости, температура застывания, зольность, коррозионность, содержание механических примесей и воды. В данном материале рассмотрим понятия вязкости и температуры застывания.
5.1. Вязкость — внутреннее трение жидкого смазочного материала, возникающее между его молекулами и слоями при их относительном перемещении под воздействием внешней силы. Разделяется на динамическую и кинематическую вязкость.
Динамическая вязкость h – сила сопротивления двух слоев масла площадью 1 см 2 , находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и передвигающихся один относительно другого под воздействием внешней силы со скоростью 1смсек. Единица измерения – Па . c.
Кинематическая вязкость — основной эксплуатационный параметр для всех видов моторных и трансмиссионных масел — отношение динамической вязкости ( h ) к его плотности. Единица измерения – мм 2 с (сантистокс (сст) – время истечения заданного объема масла в капиллярном вискозиметре под действием силы тяжести.
Кинематическая вязкость является основным и важнейшим показателем качества моторного масла, характеризующим его способность к надежному обеспечению жидкостного трения. Чем вязкость выше, тем прочнее масляная пленка на трущихся поверхностях, лучше уплотнение поршневых колец в цилиндре, меньше расход масла на угар и меньше прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя.
В то же время вязкость масла должна быть не выше той вязкости, при которой уже обеспечивается жидкостное трение: слишком вязкое масло вызывает рост потерь энергии на трение, ухудшается его циркуляция в системе смазки, и как следствие, не обеспечивается надежное жидкостное трение на поверхностях трения, ухудшается охлаждение деталей и очистка их от продуктов износа.
Чем выше скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая требуется вязкость масла. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, при увеличении зазоров между ними – увеличена.
Вязкость масла с понижением температуры резко возрастает, поэтому ее значение должно быть оптимальным, обеспечивающим жидкостное трение как при длительной работе прогретого двигателя, так и сразу после его холодного пуска при отрицательных температурах.
Кинематическая вязкость моторных масел, используемых в автотракторных двигателях, находится в пределах 4-14 мм 2 /с при 100°С. Масла с вязкостью 4-8 мм 2 /с используют в зимнее время, с вязкостью 10-14 мм 2 /с – в летнее время. Масла с зимними и летними характеристиками являются всесезонными (например 4з/10, где первая цифра указывает на зимний класс, вторая – на летний. Буква «З» обозначает применение в масле загущающих присадок).
5.2. Индекс вязкости (ИВ) — показатель, который характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры.
Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем меньше повышается вязкость масла по мере понижения температуры, тем лучше обеспечиваются более легкий пуск двигателя при низких температурах и достаточная толщина масляной пленки.
Индекс вязкости у летних масел составляет 90 единиц, у зимних и всесезонных (загущенных) – 95 – 125 и выше. Конкретное значение индекса вязкости по маркам масел – в технических условиях и ГОСТах.
5.3. Температура застывания. Это температура, при которой масло теряет текучесть. Данный показатель характеризует прокачиваемость масла и его пусковые свойства.
У летних масел температура застывания от минус 15 до минус 20 о С, у зимних от минус 25 до минус 30 о С, у всесезонных достигает значения минус 45 о С. Конкретное значение температуры застывания по маркам масел – в технических условиях соответствующих ГОСТов.
6. Классификация моторных масел отечественного производства.
6.1. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья — прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (М-8В).
6.2. Классы вязкости, показатели кинематической вязкости по ГОСТ 17479.1.85 и ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87 (общепринятой в международном масштабе классификации моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров) приведены в таблице 1.
КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
Как делают моторное масло?
Если не вдаваться глубоко в детали, моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.
Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.
Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок – это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.
Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.
ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
На какие виды и группы делятся моторные масла?
В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:
1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло ).
2. По вязкости (классификация SAE ).
3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)
4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел ).
Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже – все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория – химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих. Собственно, с этой категории и начнем, но перед этим следует сказать несколько слов, что из себя представляет моторное масло в целом.
ПОЧЕМУ МНОГО РАЗНЫХ АВТОМАСЕЛ?
Почему существует так много разных моторных масел?
Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей. И у каждого из последних – свои технологии производства.
К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности.
Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора. Задача последних – максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.
Отсюда – великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.
Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего – 160.
Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.
ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ СТОЛЬКО ПРО АВТОМАСЛО?
Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?
Зайдя в любой магазин автозапчастей, можно легко убедиться в том, что различных моторных масел бывает очень много. Есть множество фирм-производителей моторного масла, но каждая из них предлагает еще целый набор марок своей продукции для разных двигателей, условий и даже сезонов. Как разобраться во всем этом и нужно ли вообще в этом разбираться обычному автолюбителю?
К сожалению, нужно. Дело в том, что на этикетке моторного масла Вы не найдете информацию о его совместимости именно с Вашим двигателем, как это часто бывает с другими запчастями. Так происходит в основном потому, что разные двигатели даже одной модели автомобиля одного производителя рассчитаны на разные по своим свойствам моторные масла, и перечисление всех совместимых двигателей на этикетке моторного масла просто невозможно. К тому же, часто для одного двигателя допускается использование сразу нескольких типов моторного масла, что еще больше усложняет задачу.
Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций
Зачастую выбор моторного масла оказывается нетривиальной задачей даже для опытного автовладельца. API, SAE, ACEA — этикетка канистры пестрит аббревиатурами и индексами. Как их расшифровать, чтобы подобрать оптимальное масло для вашего автомобиля? Именно этому вопросу посвящен наш материал.
Воспользуйтесь сервисом быстрого подбора масел, чтобы получить рекомендации ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля.
Какое моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?
Ответ прост и однозначен: по качеству и эксплуатационным свойствам синтетические масла на голову превосходят минеральные. Главной проблемой последних является нестабильность вязкостных показателей, зависящих от химического состава, который, вследствие происхождения сырья, не отличается постоянством.
Чтобы исправить этот недостаток, в минеральные масла добавляется большое количество загущающих присадок, чувствительных к воздействию высоких температур и подверженных интенсивному разложению в ходе термоокислительных реакций. Продукты их распада наряду с тяжелыми фракциями основы выпадают в виде массивных отложений, что может приводить к преждевременному износу двигателя.
Ограничения по использованию минеральных масел
Сегодня минеральные масла используются лишь в карбюраторных бензиновых и дизельных двигателях устаревших моделей, которые эксплуатируются в условиях умеренного климата: значительное увеличение вязкости при отрицательных температурах делает их непригодными для эксплуатации зимой.
Кроме того, минеральные масла не подходят для смазки двигателей, оснащенных системой принудительной подачи воздуха, поскольку масло слишком быстро разлагается и теряет свои свойства, его использование способно привести к выходу турбины из строя.
Напротив, синтетические масла отличаются химической стабильностью и при этом способны сохранять постоянные показатели вязкости в широком диапазоне температур, вследствие чего подходят для двигателей любых типов.
Что касается полусинтетических масел, их можно рассматривать как компромиссный вариант: они дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.
Классификация моторных масел по химическому составу основы
Даже начинающий автолюбитель знает о том, что существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла, но вместе с тем далеко не каждый способен внятно сформулировать, чем они отличаются друг от друга. Давайте разбираться.
Любое моторное масло, независимо от марки, состоит из базового масла и присадок — специальных добавок, улучшающих физические свойства основы.
Согласно классификации, предложенной Американским институтом нефти (API — American Petroleum Institute), выделяют шесть базовых масел.
Масла I, II и III групп, получаемые непосредственно из мазута с использованием различных методов очистки, принято называть минеральными:
- I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
- II — полученные с помощью гидроочистки (отличаются низким содержанием парафинов и ароматических соединений, а также высокой окислительной стабильностью);
- III — полученные с использованием каталитического гидрокрекинга (характеризуются высоким индексом вязкости).
При производстве базовых масел IV, V и VI групп задействуют технологии органического синтеза (сырьем в данном случае служит природный газ или другие нефтепродукты), поэтому их относят к синтетическим:
- IV — масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
- V — масла на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров и т.д.
Что касается «полусинтетики», так принято называть минеральные масла с добавлением 20–30% синтетических компонентов.
Классификация моторных масел по степени вязкости
Разберем подробнее каждую категорию, начав с зимних масел.
В записи типа SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).
Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.
Максимальная динамическая вязкость (мПа·с) при заданной температуре (°С)
Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)
Моторные масла
Моторные масла, предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от области применения моторные масла подразделяются на три подгруппы, рис. 1.
Рис. 1. Классификация моторных масел
Классификация моторных масел осуществляется по ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение». Данной классификацией, в зависимости от области применения и уровня эксплуатационных свойств, установлены шесть основных групп масел (табл. 1).
Группа масла по эксплуатационным свойствам |
Рекомендуемая область применения | |
---|---|---|
1 | 2 | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях эксплуатации, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использование масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е2 |
Наиболее существенное значение для применения масел в технике имеют их вязкостно-температурные характеристики. Для наиболее эффективного применения, в зависимости от уровня вязкости, моторные масла
делятся на классы. В зависимости от условий применения, в соответствии
со своими вязкостно-температурными характеристиками, моторные масла подразделяются на летние (табл. 2), зимние (табл. 3) и всесезонные (табл. 4).
Класс Вязкости |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре | |
100 °С | -18 °С, не более | |
1 | 2 | 3 |
3 з | не менее 3,8 | 1250 |
4 з | не менее 4,1 | 2600 |
5 з | не менее 5,6 | 6000 |
6 з | не менее 5,6 | 10400 |
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре | |
100 °С | -18 °С, не более | |
1 | 2 | 3 |
6 | свыше 5,6 до 7,0 включ. | – |
8 | « 7,0 « 9,3 « | – |
10 | « 9,3 « 11,5 « | – |
12 | « 11,5 « 12,5 « | – |
14 | « 12,5 « 14,5 « | – |
16 | « 14,5 « 16,3 « | – |
20 | « 16,3 « 21,9 « | – |
24 | « 21,9 « 26,1 « | – |
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре | |
---|---|---|
100 °С | -18 °С, не более | |
1 | 2 | 3 |
3 з /8 | свыше 7,0 до 9,3 включ. | 1250 |
4 з /6 | « 5,6 « 7,0 « | 2600 |
4 з /8 | « 7,0 « 9,3 « | 2600 |
4 з /10 | « 9,3 « 11,5 « | 2600 |
5 з /10 | « 9,3 « 11,5 « | 6000 |
5 з /12 | « 11,5 « 12,5 « | 6000 |
5 з /14 | « 12,5 « 14,5 « | 6000 |
6 з /10 | « 9,3 « 11,5 « | 10400 |
6 з /14 | « 12,5 « 14,5 « | 10400 |
6 з /16 | « 14,5 « 16,3 « | 10400 |
В соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1-85 обозначение марок моторных масел предполагает наличие информации о продукции с указанием класса вязкости и группы эксплуатационных свойств (области предназначения) к которым по своим характеристикам данное масло принадлежит. Маркировка моторных масел предполагает наличие в обозначении марки масла трех компонентов:
1 – буква “М” обозначает принадлежность продукции к моторным маслам;
2 – цифровые обозначения (в том числе через дробь) дают информацию о классе вязкости масла;
3 – буквенные обозначения (А-Е) показывают к какой группе, по своим эксплуатационным характеристикам, относится данная марка масла.
В случае, если при обозначении марки моторного масла, в третьей группе знаков стоит подстрочный символ “1”, это означает, что данная марка масла предназначена для использования в карбюраторных двигателях. При наличии подстрочного символа “2”, масло предназначено к применению в дизелях. Отсутствие подстрочных символов, или в случае, когда в обозначении марки присутствует две буквы, подразумевает, что данная марка масла является универсальной и может применяться как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Принятые в нормативной документации обозначения масел могут быть представлены через обозначения по ГОСТ 17479.1-85, например:
М-8В по ГОСТ 10541 – обозначение М-8-В;
М-16Г2ЦС по ГОСТ 12337 – обозначение М-16-Г2(цс);
М-16ИХП-3 по ГОСТ 25770 – обозначение М-16-В2;
М-10В2 по ГОСТ 8581 – обозначения М-10-В2.
С целью обеспечения эффективной (надежной) эксплуатации техники в различных условиях, а также безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды, разработан и введен в действие стандарт, определяющий общие требования к показателям безопасности моторных масел – ГОСТ Р 51634-2000 «Масла моторные автотракторные. Общие технические требования». Значения показателей качества, регламентированные данным стандартом (табл. 5), обязательны при разработке технических условий моторных масел. Данный стандарт устанавливает требования к вязкости масел, как для их классификации в отечественной системе по ГОСТ 17479.1-85, так и зарубежной классификации SAE J300.
Наименование показателя | Значение | Метод
испытания |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1. Кинематическая вязкость, мм 2 /с, для класса вязкости:
3з при плюс 100 0 С при минус 18 0 С 4з при плюс 100 0 С при минус 18 0 С 5з при плюс 100 0 С при минус 18 0 С 6з при плюс 100 0 С при минус 18 0 С 1а кажущаяся (динамическая) вязкость, определенная на имитаторе холодной прокрутки (ССS), мПа ∙ с(Сп), для классов вязкости: 0W при минус 35 5W при минус 30 10W при минус 25 15W при минус 20 20W при минус 15 25W при минус 10 1б кажущаяся (динамическая) вязкость, определенная на минироторном вискозимитре (MRV), мПа с(Сп), для классов вязкости: Adblockdetector Для любых предложений по сайту: [email protected]
|