Avto-mpad.ru

Стартер на лс100 ремонт своими руками

Ремонт стартера

Фотография различных видов стартеров для автомобиля.

Устройство стартера

Стартер — электрическое устройство, запускающее двигатель. Запуск происходит путём принудительного раскручивания коленчатого вала. Стартер работает несколько секунд до момента запуска двигателя.

Главное отличие стартера от электродвигателя в наличии у стартера втягивающего реле и бендикса.

Втягивающее реле (литературное название — тяговое реле) синхронизирует работу стартера. При повороте ключа в зажигании происходит подача тока на тяговое реле. Образуется электромагнитное поле и сердечник тягового реле проворачивает рычаг включения. Рычаг включения зацепляет шестерню стартера с маховиком.

Замыкаются основные контакты реле и электрический ток проходит по обмоткам стартера. Якорь стартера начинает движение и вращает шестерни бендикса. После запуска двигателя возвратная пружина выталкивает якорь, происходит размыкание контактов и шестерни бендикса выходит из зацепления с маховиком.

Бендикс (литературное название — обгонная муфта) контролирует скорость вращения вала. Ведомый вал должен вращаться медленней ведущего. Автомобильная муфта работает по принципу велосипедной. Когда перестают работать педали и велосипед едет по инерции именно муфта отключает колёса от педалей и они не крутятся.

Щёткодержатели и щётки стартера подают рабочее напряжение на коллекторные пластины якоря. Увеличивают мощность электродвигателя.

Неисправности втягивающего реле

Реле прекращают исправно работать при выгорании контактных пластин, сгорании обмотки, износе материалов. Диагностика неисправности втягивающего реле проходит по признакам:

  • После запуска двигателя не выключается стартер — продолжает быстро вращаться и из-под капота слышится характерный звук жужжания.
  • Не происходит вращение стартера при повороте ключа зажигания.
  • Стартер крутится, но мотор не вращает.
  • Для ремонта втягивающего реле необходимо произвести демонтаж и разборку стартера.

Неисправность бендикса

Распространённая поломка бендикса — износ деталей. Большему износу подвергается приводная шестерня и ролики. При запуске стартера приводная шестерня и ролики испытывают ударную нагрузку.

Поломка бендикса легко диагностируется. При проскальзывании вала не обеспечивается нужная скорость вращения шестерни. Стартер начинается работать на холостых оборотах. Вращение маховика происходит на маленькой скорости, или маховик не крутится.

Где находится стартер

Большинство производителей размещает стартер под двигателем со стороны водителя. Если возникают проблемы с обнаружением стартера необходимо:

  1. Поднять крышку капота.
  2. Попросить второго человека провернуть ключ в зажигании.
  3. Найти под капотом откуда идёт жужжащий звук.

Как снять стартер

Стартеры автомобилей имеют схожую конструкцию. Отличие может быть в линейных размерах, крепежах и концевике якоря.

Пошаговая инструкция снятия стартера.

  1. Отсоединить аккумулятор. До момента отсоединения не прикасаться к стартеру – возможно замыкание.
  2. Открутить токоподводящие электрокабели со шпилек тягового реле и клемм стартера.
  3. Снять защиту мотора.
  4. Открутить болты крепления стартера.
  5. Извлечь стартер через верх.

Для ремонта и осмотра стартера процедура демонтажа обязательна.

Проверка работоспособности стартера

Для проведения операции потребуется заряженный аккумулятор. Масса подключается к корпусу, положительный провод к контактному болту втягивающего реле. Исправное реле должно выдвинуть вперёд бендикс.

Редукторный стартер

В корпус стартера вмонтирован редуктор из нескольких шестёрен. В простом стартере крутящий момент передаётся напрямую на бендикс, в редукторном — проходит через редуктор. Редуктор увеличивает проходящее напряжение. Увеличивается и крутящий момент.

Редукторный стартер обладает рядом преимуществ над обычным:

  • выдаёт больший крутящий момент;
  • способен прокрутить двигатель в холодное время года;
  • потребляет меньше тока;
  • меньше по размеру.

Стартером с редуктором оборудуют дизельные двигатели и силовые агрегаты с повышенной мощностью.

Полезные советы

При заедании стартера нужно проверить заряд аккумуляторной батареи. Если батарея заряжена — причина заедания в перекосе вала якоря стартера. Якорь задевает за статор. Неисправность возникает из-за износа подшипников скольжения. Роль подшипников в стартере выполняют латунные втулки. Замена втулки исправит проблему заедания.

Не заводить автомобиль дольше 15 секунд . Стартеру нужно дать отдохнуть и остыть. Длительные попытки запустить двигатель приведут к возгоранию контактов стартера.

При попадании на стартер воды запрещается заводить транспортное средство. Необходимо дождаться полного высыхания стартера.

Сложную поломку стартера лучше доверить специалистам.

Техническое обслуживание и ремонт стартера

Статья основывается на опыте ремонта стартеров Delco Remy. Модельный ряд устройств имеет номенклатуру для запуска двигателей легковых авто, внедорожников и грузовиков в обычных и экстремальных условиях. Как сообщает производитель, стартер защищен от поломок вызванных неправильными действиями водителя, низким напряжением аккумулятора, чрезмерной нагрузки и т. д. Но и эти меры не спасают от внезапного выхода прибора из строя.

Принцип действия работы

Пусковое устройство представляет собой электродвигатель постоянного тока. В момент поворота ключа зажигания на него подается напряжение от аккумулятора через втягивающие реле. Дополнительно реле выталкивает бендикс (обгонную втулку) для сцепления с венцом маховика двигателя. Вал раскручивается и двигатель запускается. После запуска двигателя муфта отсоединяет шестерню.

Симптомы выхода из строя стартера

  • при повороте ключа зажигания не слышно характерного звука и машина не заводится;
  • звук работы пускового прибора слышен, но двигатель не стартует;
  • в звуке работающего стартера слышен скрежет, двигатель заводится нестабильно;
  • при повороте ключа слышен щелчок в реле, но вал двигателя не крутиться;
  • пусковое устройство не отключается.

Эти симптомы не обязательно указывают на неисправность стартера, они могут быть вызваны неполадками в бортовой сети, поломкой двигателя, замка зажигания или другими причинами. Поэтому необходима тщательная предварительная диагностика.

Частая причина отказа стартера заводить автомобиль заключается в отсутствии контакта в проводке между клеммами и аккумулятором или в слабом заряде батареи. Замерьте напряжение обычным тестером на клеммах Delco Remy во время старта двигателя. Исправный аккумулятор должен подводить напряжение 13-14.6 вольта.

Читать еще:  Что стучит в двигателе на холодную?

Если напряжение бортовой сети просаживается, то, возможно, что неисправен генератор. Проверить работоспособность генератора несложно. Если автомобиль заводится, включите зажигание и отключите минусовую клемму от батареи. Если двигатель не глохнет, то значит, генератор Delco Remy работает. Генератор предназначен для зарядки аккумулятора во время работы двигателя и генерирования электроэнергии для обеспечения электрической системы автомобиля.

Также, если вы самостоятельно, без приборов и стенда, тестируете Delco Remy на автомобиле, обратите внимание на мощность света фар, освещения в салоне, громкость звука сигнала. Визуально и на слух вы можете определить снижение мощности этих приборов. В этом случае ищите неисправность в генераторе или аккумуляторе.

Если стартер запускается, но слышен сильный скрежет, то, скорее всего, сработались зубья бендикса. Его будет необходимо заменить. Для того чтобы убедиться в неисправности бендикса Delco Remy, необходимо демонтировать его и проверить визуально зубья шестерни.

Выход из строя втягивающего реле Delco Remy обычно характеризуется двумя симптомами: либо ротор не крутится, либо не отключается. В этом случае понадобится замена или ремонт втягивающего реле стартера

Диагностика стартера на стенде

Диагностировать исправность пускового устройства автомобиля, не разбирая, удобно на стенде. Сделать это своими руками не получится. Стартер необходимо демонтировать и принести в ближайший автосервис, оборудованный стендом для диагностики.

Обычно такие стенды являются универсальными устройствами, и могут проверить, как работоспособность стартера, так и генератора. Принцип их работы заключается в имитации работы электроприборов в реальных условиях и при разных нагрузках. В это время снимаются их электрические и механические показания. Стенды имеют универсальные крепления для установки разных моделей стартеров и генераторов, и позволяют измерять следующие параметры при полном торможении и на холостом ходу:

  • сила вращения (момент) двигателя;
  • сила потребления тока;
  • напряжение.

С помощью профессионального стенда можно проверить стартеры для грузовых и легковых автомобилей, левого и правого вращения. Также легко проверить на стенде и генератор, существует возможность запускать генератор в паре со стартером.

Однако с помощью стенда проверяются в основном электрические параметры устройств. В результате испытаний вы получите технологическую карту электрических параметров, но не состояние износа механических узлов. Их проще проверить визуально. В то время как утечку в изоляции обмоток можно проверить только на специализированном стенде или с помощью специальных пробников или осциллографов.

Для пусковых приборов Delco Remy ток потребления в режиме полного торможения должен быть в районе 700 А, а тормозной момент не менее 5В. Если стенд оснащен измерителем температуры, то в рабочем состоянии стартер не должен нагреваться выше 30 градусов. Более высокая температура говорит о замыкании обмоток.

Ремонт втягивающего реле стартера

Если вы определились, что беда вашего автомобиля случилась из-за втягивающего реле, то стартер необходимо снять и разобрать. Это можно сделать на СТО, но при наличии соответствующего инструмента и навыков отремонтировать реле легко и самостоятельно.

Убедиться в неисправности реле можно на снятом устройстве без стенда своими руками. С помощью кабеля для «прикуривания» подсоедините «минус» аккумулятора к корпусу стартера, а «плюс» к управляющей клемме реле (верхняя клемма на рисунке 4). Если произошел щелчок, но бендикс не втянулся, то несправно реле.

После демонтажа стартера, реле разбирается в следующей последовательности:

  1. откручивайте гайки, отмеченные на рисунке 4 красными стрелками;
  2. выкручивайте винты, отмеченные синими стрелками;
  3. постукивая, медленно снимайте крышку;
  4. вынимайте контактный механизм с пружиной.

Обратите внимание, если вы делаете ремонт своими руками, что в некоторых моделях винты имеют головки под крестовую отвертку, а в некоторых под головку Torx.

Весь смысл ремонта заключается в проверке пружины на износ и чистки контактов. Их нужно отчистить и отполировать. Пластину, которая крепится на штоке шайбой с зажимными лепестками, необходимо перевернуть и закрепить заново, потому что рабочая сторона может быть серьезно повреждена выщерблинами.

На этом ремонт реле заканчивается. Своими руками, без применения спецоборудования, вряд ли что-нибудь можно сделать еще. Если после сборки проблема осталась, то лучше реле заменить на новое.

Продление срока службы стартера

Стартер, также как и другие электромеханические приборы нуждается в техническом обслуживании. Это требуется при проведении ТО2 после 20-30 тысяч километров пробега. Электроприбор снимается с автомобиля, очищается от грязи и производится проверка:

  • механического состояния коллектора и токопроводящих канатиков;
  • высоты электрических щеток;
  • упругость пружин щеток;
  • свободный ход щеток в держателях;
  • ход привода;
  • люфт вала якоря;
  • наличие масла в масленках (если они есть).

Если обнаруживаются отклонения от нормы, то

  • контактные пластины коллектора зачищаются, шлифуются или протачиваются;
  • производится замена щеток;
  • очищается привод от грязи;
  • для устранения люфта меняются втулки;
  • доливается масло.

Своевременное техническое обслуживание намного снижает вероятность выхода из строя компонентов автомобиля.

Выход из строя пускового приводит к полной неработоспособности автомобиля, поэтому отношение к нему должно быть особенно внимательным и бережным. Если вы чувствуете, что не сможете обслуживать стартер своими руками, обращайтесь к специалистам.

Ремонт стартера

В процессе эксплуатации автомобиля его стартер может выйти из строя. Узел состоит из втягивающего реле и электродвигателя, которые подвержены как естественному износу, так и появлению повреждений из-за неправильного пуска мотора или неисправности какого-либо сопутствующего элемента.

Читать еще:  Реле бензонасоса приора где находится фото

Стартер является дорогостоящей запчастью, поэтому ремонт своими руками и самостоятельное техническое обслуживание узла позволяет хорошо сэкономить автовладельцу деньги.

Перечень требуемых для ремонта инструментов

Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Название Примечание
Головка TORX Требуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок
Головка “на 8”, “на 10”, “на 12”, “на 13”, “на 14”, “на 15”. Размер варьируется от марки и модели стартера.
Рожковый ключ Для доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом
Вороток С трещоткой и удлинителем
Мультиметр Для проверки электрических параметров стартера
Кардан для воротка Требуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов
Отвертка С плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или “звездочка”
Лента изоляционная Для восстановления изоляции
Проникающая смазка Для отворачивания прикипевших резьбовых соединений
Ветошь Для очистки загрязнений и остатков смазки

Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.

Подготовка к ремонту

Прежде чем приступать к ремонту стартера, следует убедиться в том, что именно он неисправен. В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батареи. Ее заряд должен быть достаточен для запуска мотора. Также следует осмотреть клеммы. Если они окислены, то требуется очистить их и отшлифовать.

Для ремонта стартера предварительно следует демонтировать его с автомобиля. Для этого требуется отсоединить силовой и управляющий провод, а также открутить 2-4 крепления.

Снятый узел требуется проверить на отсутствие КЗ. После этого стартер можно подключить напрямую к батарее. Это позволит проверить тяговое реле и электродвигатель на исправность.

При неработающем электродвигателе следует осмотреть провод, который соединяет тяговое реле и электромотор. Со временем он перегнивает и может отвалиться. При обнаружении отсутствия контакта следует припаять или приварить новый проводник.

Для дальнейшего ремонта требуется разобрать узел. Для начала следует разъединить тяговое реле и электродвигатель.

Механические поломки, требующие ремонта

Первым делом следует проверить механическую часть. Муфта должна легко перемещаться под действием отвертки.

Вращение шестерни бендикса должно производиться только в одну сторону. Недопустимо наличие любых подклиниваний. Люфт также указывает на неисправность узла. В случае наличия дефектов в работе, бендикс подлежит замене.

На шестерни недопустимо наличие существенного износа или повреждений зубьев. Шестеренка не подлежит восстановлению, поэтому в случае дефектов требует замены.

Выход из строя втулки сопровождается посторонними звуками при работе узла. Ее изъятие удобно производить с помощью метчика.

Большинство современных стартеров имеют планетарную передачу. Смазка в ней загустевает в процессе эксплуатации. Для восстановления работоспособности редуктора требуется:

  • Разобрать передачу.
  • Следующим этапом является чистка. Для начала загустевшую смазку требуется выскрести отверткой и ватной палочкой.

  • В спецсредстве отмыть все шестерни.

  • Переборка заканчивается тем, что очищенный редуктор следует смазать новой смазкой.

Несмотря на то, что чистка планетарного редуктора стартера не входит в плановое ТО, многие автовладельцы рекомендуют делать ее периодически с интервалом 40-80 тыс. км.

Щеточный узел

Для доступа к щеточному узлу следует разобрать стартер, как показано на изображении ниже.

Первым делом следует проверить как перемещаются щетки в щеткодержателях. При наличии заеданий следует отшлифовать дефектные места.

Щетки требуется осмотреть на наличие оплавлений и термических повреждений. Особое внимание необходимо уделить месту контакта с коллектором. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой.

В процессе эксплуатации происходит износ щеток. Критический размер составляет от 4 мм до 15 мм в зависимости от конструкции. В случае его достижения требуется замена щеток. Их цена составляет от 90 до 1800 рублей в зависимости от марки и модели стартера.

Диагностика неполадок и ремонт якоря стартера

В первую очередь следует проверить пробой на корпус. Для этого потребуется мультиметр. При отсутствии прибора «прозвонку» можно выполнить с помощью лампочки.

На коллекторе встречаются термические повреждения. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой. При существенных разрушениях требуется замена всего якоря.

Осмотр статора

Статор следует проверить, используя схемы, приведенные на изображении ниже.

Статор современного стартера часто не имеет обмоток. Они заменены магнитами. Поэтому «прозвонка» не требуется, а важно лишь осмотреть все на отсутствие механических повреждений.

При возникновении любых проблем во время ремонта стартера, рекомендуется посмотреть тематическое видео.

avtoexperts.ru

В предыдущей статья мы рассказывали про устройство стартера, а сегодня расскажем о том, как проверить его на неисправности и отремонтировать.

При отказе стартера запустить двигатель автомобиля становится достаточно проблемным, а в большинстве случаев и невозможным. Поэтому для владельцев авто желательно знать самые простые способы проверки и ремонта автомобильного стартера, которые можно выполнить своими руками, не обращаясь к профессионалам автосервиса.

Так как стартер относится к электромеханическому изделию, то его отказ вызван только двумя неисправностями: механическими или электрическими.

Для проверки понадобится минимальный набор инструментов, перечень которых есть у большинства автолюбителей. А именно:

• Отвертки (простая и крестовая);

• Гаечные ключи или головки (в большинстве 13Х14 и 17Х19).

Проверку стартера можно выполнить как на двигателе, не снимая его, так и на верстаке, после его демонтажа.

Проверка на автомобиле

Без снятия стартера можно проверить следующие моменты:

• Наличие напряжения на силовой контакт реле от аккумуляторной батареи;

• Питание на управляющий контакт реле от замка зажигания;

• Надежность «массы» двигателя;

• Сколько приходит от батареи и сколько передается напряжение на электродвигатель стартера при срабатывании реле в момент включения стартера от замка зажигания;

• Пусковые обороты (например, медленно крутится якорь);

• Состояние нагрева корпуса статора и запаха горелого бакелита, которым обрабатываются обмотки;

• Исправность электродвигателя можно проверить путем подачи 12V с аккумулятора минуя реле на вывод стартера (второй вывод реле, идущий к стартеру). Если двигатель крутит, то все в порядке.

Проверка на снятом изделии

После демонтажа стартера проверяются такие его элементы, как:

• Обмотка статора. С помощью мультиметра на предмет межвиткового или короткого замыкания, или обрыва, а также следов возможного затирания якоря об ламели (полюса) статора (например, при сильном износе втулок якоря) или отпускания полюсов от корпуса.

При отсутствии дефектоскопа проверить обмотку статора можно с использованием лампочкой (до 100Вт) в 220В. Последовательно подключается лампочка между корпусом статора и обмоткой. Один провод подается на корпус, а второй поэтапно на выводы обмоток. Загорание лампочки будет «говорить», что в цепи какой-то обмотки есть пробой.

С помощью мультиметра проверяется сопротивление между корпусом и обмоткой — проводимость должна отсутствовать.

• Обмотка якоря. Аналогично проверке статора, плюс состояние пластин коллектора на предмет их износа, распайки.

Обмотку проверяют таким же образом, как и обмотку статора. Контрольку с лампой включают в сеть 220 В и один конец подают на пластину коллектора, вторую на сердечник якоря. Загорание лампы покажет, что необходима перемотка обмотки либо замена ротора. Пробой обмотки на корпус выявляется с помощью мультиметра. Распайку выводов коллектора выявляют путем визуального осмотра.

На исправном якоре между проточками пластин коллектора должна быть глубина не менее 0.5 мм.

• Втулки якоря. Зазор между валом якоря и втулками.

• Щеточный узел. Состояние щеток, пружин и свободность передвижения щеток в щеткодержателях.

Проверяется сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной, при это сопротивление должно уходить в бесконечность. В зависимости от конструкции, щетки могут быть с креплением к корпусу, либо припаянные. В последнем случае потребуется паяльник.

На заводе выполняется соединение точечной сваркой, поэтому нужно просто обрезать провод от старой щетки и припаять провод от новой

• Обгонная муфта (бендикс) и шестеренка. Муфта должна проворачиваться только в одну сторону, в другую сторону только вместе с валом якоря. Шестерня не должна иметь сколов или выработки зубьев.

Для проверки обгонная муфта (ее корпус) зажимается через мягкий материал в тиски. Далее пробуется прокручивание шестерни бендикса туда и обратно, она на должна вращаться в обе стороны.

• Втягивающее реле. Обмотки на предмет обрыва или короткого замыкания (при условии, что реле разбирается). Также состояние возвратной пружины сердечника.

Для проверки подается плюсовое напряжение от батареи, а минус аккумулятора к массе изделия. Если реле исправно, то выдвинется шестерня привода с четким щелчком. Невозможность выдвигания шестерни будет «говорить» о подгоревших контактах реле, заклиниванию якоря, обрыву или перегоранию обмотки реле.

• Вилка бендикса. Целостность самой вилки и износа ее кроев, где они входят в зацепление кольца обводной муфты.

• Шестерни редуктора (редукторный стартер). Целостность наружной и внутренних шестерен.

Ремонт стартера

• Статор. При обнаружении неисправностей в обмотке статора (пробой изоляции, обрыв) либо производится ремонт обмоток полюсов, либо выполняется замена статора. Для ремонта необходимо открутить крепеж полюсов к телу корпуса.

При необходимости заменяется старая изоляция, где надежнее зарекомендовала себя лента из лакоткани, чем лента из хлопчато-бумаги с пропиткой лаком.

В редукторном стартере полюса выполнены постоянными магнитами, которые крепятся к корпусу с помощью клея или иным способом. Проверяется их надежность. Для восстановления магнитов (при их отпадании) рекомендуется использовать композиционный клей, как более надежный.

• Якорь. При выявлении проблем с обмоткой якоря или пластин коллектора выполняется их реставрация, либо замена якоря.

• Втулки. В большинстве случаев выполняется замена втулок с последующей их развертки под диаметр вала.

• Щеточный узел. Замеряются щетки на предмет их высоты, свободности передвижения в щеткодержателях. Изношенные щетки заменяются новыми.

• Бендикс. При обнаружении любой неисправности обводная муфта подлежит замене.

• Втягивающее реле. В случаях, когда реле разборное, то оно разбирается и зачищаются или меняются силовые контакты. При поломке возвратной пружины сердечника реле, производится ее замена. Когда же оно не разборное, то меняется реле в сборе.

• Вилка привода. При любом износе вилки необходима ее замена;

• Шестерни редуктора. При неисправности выполняется замена изношенных шестерен, либо весь их набор в сборе.

В случаях, когда обнаружится трещина в передней крышке стартера (редко, но бывает), то производится ее замена.

В заключение

Как видим, практически все работы по ремонту стартера можно выполнить своими руками, сэкономив свое время на поездку в сервис, а также собственные финансы.
При правильном же использовании и своевременном обслуживании стартера его ресурс может составлять порядка 200 тыс. километров, поэтому для длительной эксплуатации рекомендуем периодически проверять его состояние.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector