Как натянуть цепь на газели
Гидронатяжитель цепи ГРМ: натяги цепи – всегда в норме
В большинстве современных двигателей с цепным приводом газораспределительного механизма используются гидравлические натяжители цепи. Все о гидронатяжителях, их существующих конструкциях и особенностях работы, а также о верном подборе и замене данных устройств — читайте в предложенной на сайте статье.
Что такое гидронатяжитель цепи ГРМ?
Гидронатяжитель цепи ГРМ (гидравлический натяжитель цепи) — вспомогательный узел цепного привода газораспределительного механизма; гидравлический цилиндр специальной конструкции, обеспечивающий необходимый по величине и постоянный во времени (не зависящий от текущих температурных условий, нагрузок и износа деталей) натяг цепи.
Цепной привод распределительного вала все еще имеет широкое распространение, что обусловлено его надежностью и устойчивостью к высоким нагрузкам. Однако цепь подвержена температурному расширению (так как изготавливается из металла), а со временем она изнашивается и вытягивается — все это приводит к изменению натяга цепи, что проявляется повышением вибраций и шумов, и в конечном итоге может обернуться проскакиванием по зубцам звездочек, изменением фаз и даже разрушением отдельных деталей. Все эти проблемы решаются использованием специального устройства — гидронатяжителя цепи.
Конструкция гидравлического натяжителя цепи
Конструкция гидравлического натяжителя цепи без резервной полости
Гидронатяжитель выполняет две ключевых функции:
- Автоматическое поддерживание натяга цепи при ее износе и вытягивании;
- Демпфирование колебаний ветви цепи во время работы двигателя.
Применение данного устройства делает ненужным ручную регулировку степени натяга цепи, и устраняет негативные последствия постепенного износа деталей привода. Также гидронатяжитель за счет своей конструкции демпфирует вибрации и колебания цепи, снижая нагрузки на детали и общий уровень шума механизма. Неисправный гидравлический натяжитель может стать источником проблем, поэтому он требует скорейшей замены. Но прежде, чем покупать или заказывать новый гидронатяжитель цепи, следует разобраться конструкции и работе данных устройств.
Типы, конструкция и принцип работы гидронатяжителей цепи
Принципиально все современные гидронатяжители имеют одинаковое устройство и принцип работы, отличаясь лишь деталями и дополнительным функционалом. Узел состоит из металлического цилиндрического корпуса, в передней части которого располагается плунжер, а в задней — клапанный узел. Между плунжером и клапанным узлом образуется замкнутая рабочая полость. Плунжер выполняется в виде полого цилиндра, который может двигаться вдоль корпуса, он подпружинен, в его передней части расположена поверхность для упора в башмак или рычаг со звездочкой натяжителя цепи. От выскальзывания из корпуса плунжер защищен штифтом или специальным механизмом фиксации. Клапанный узел несет на себе обратный клапан, расположенный со стороны плунжера. Клапан изготовлен из подпружиненного шарика, закрывающего канал подачи масла. Шарик может двигаться только в сторону рабочей полости.
На корпусе натяжителя выполняется крепежный фланец, также предусмотрено резьбовое отверстие для присоединения трубки или шланга от системы смазки двигателя. Устройство монтируется рядом с цепью, его плунжер упирается в башмак или рычаг звездочки, за счет чего усилие равномерно передается на цепь ГРМ.
Работает гидравлический натяжитель следующим образом. При запуске двигателя масло под давлением подается к обратному клапану и, преодолев усилие пружины, подается в рабочую полость. Под действием созданного давления плунжер выдвигается из корпуса и упирается в башмак или рычаг звездочки. Движущийся плунжер создает усилие, под действием которого цепь натягивается, но в какой-то момент натяг достигает максимальной величины — давления масла в рабочей полости уже недостаточно для дальнейшего движения плунжера. В этот момент уже цепь создает давление на плунжер, и в какой-то момент давление масла в рабочей полости сравнивается с давлением масла, поступающего от системы смазки двигателя — это приводит к закрытию обратного клапана. Таким образом, масло запирается в рабочей полости, плунжер больше не может двигаться, цепь остается в натянутом положении. При остановке мотора такой натяжитель остается в рабочем положении, не допуская ослабления натяга цепи.
Постепенно цепь ГРМ вытягивается, что приводит к снижению оказываемого ею на плунжер давления. В какой-то момент давление в рабочей полости становится ниже давления со стороны системы смазки двигателя — это приводит к отпиранию обратного клапана и повторению всех описанных выше процессов. Под действием давления масла плунжер немного выдвигается из корпуса и компенсирует растяжение цепи, когда натяг цепи вновь достигнет необходимой величины, обратный клапан закроется.
Следует отметить, что во время работы двигателя натяжитель выполняет роль демпфера — масло, замкнутое в рабочей полости, частично поглощает удары и колебания цепи, передающиеся на плунжер. Это обеспечивает снижение шумности привода и повышает ресурс его деталей.
Сегодня существует несколько модификаций гидронатяжителей цепи, отличающихся некоторыми конструктивными особенностями.
Гидронатяжители с резервной полостью. В таких устройствах за клапанным узлом расположена еще одна полость, в которой находится небольшое количество масла — это улучшает работу механизма натяжения цепи на переходных режимах двигателя и в других ситуациях. Также в резервной полости выполняется небольшое отверстие для стравливания воздуха, что предотвращает завоздушивание масла в рабочей полости.
Гидронатяжители с механизмом фиксации плунжера на основе запорного кольца и канавок. В таких устройствах внутри корпуса выполнены кольцевые канавки, расположенные на определенном расстоянии друг от друга, а на плунжере располагается стопорное кольцо. При движении плунжера стопорное кольцо перескакивает из канавки в канавку, чем достигается установка детали в фиксированном положении.
Гидронатяжители с перепускным дросселем (сливом масла в систему). В таких устройствах клапанный узел имеет дроссель (отверстие малого диаметра), который обеспечивает слив масла из рабочей полости обратно в систему смазки двигателя. Наличие дросселя улучшает демпфирующие качества натяжителя и позволяет плунжеру не только выдвигаться вперед, но и частично утапливаться в корпус при кратковременном возрастании натяжения цепи.
Сегодня на двигателях используются все эти устройства. Обычно один гидронатяжитель обеспечивает нормальную работу только одной цепи, поэтому на моторах с одной цепью ГРМ применяется один натяжитель, с двумя цепями — два. Детали могут поставляться отдельно или в сборе с кронштейнами, башмаками и другими вспомогательными устройствами. Многие натяжители комплектуются защитной чекой, которая препятствует самопроизвольному выдвижению плунжера при транспортировке, данная чека вынимается при монтаже детали на мотор. Существуют и иные конструкции, но в общем случае они работают описанным выше образом, отличаясь лишь некоторыми деталями.
Как верно выбрать и заменить гидронатяжитель цепи ГРМ
Гидравлический натяжитель подвергается значительным нагрузкам, поэтому со временем он может терять герметичность или выходить из строя вследствие поломки клапана, пружины и других деталей. Неисправность данной детали проявляется повышенным шумом цепного привода ГРМ, а при непосредственном осмотре (что требует частичной разборки двигателя) обнаруживается по ослаблению цепи, неподвижности или, напротив, слишком свободному ходу плунжера. Неисправный натяжитель подлежит скорейшей замене.
На замену следует брать деталь того же типа и модели, что была установлена ранее (определяется по каталожному номеру). Применение гидронатяжителя другого типа может стать причиной недостаточного или чрезмерного натяга цепи и ухудшения работы всего привода. Поэтому ставить «неродное» устройство следует лишь в тех случаях, когда оно по характеристикам точно соответствует «родному».
Ремонтные работы необходимо выполнять в соответствии с инструкцией к двигателю. Обычно для замены натяжителя необходимо получить доступ к приводу ГРМ (для чего требуется снять переднюю крышку двигателя, а иногда провести более серьезную разборку агрегата), и просто выкрутить два болта, удерживающие эту деталь. Затем на ее место ставится новый натяжитель, а при необходимости и дополнительные детали (прокладки, уплотнители, промежуточные детали между плунжером и башмаком/рычагом прижимной звездочки, и т.д.). Новый натяжитель не должен быть заполнен маслом, также не следует вручную выдвигать его плунжер, в противном случае устройство после запуска двигателя может не обеспечить нужный натяг цепи. После замены детали следует проверить уровень масла в системе смазки и при необходимости довести его до нормы.
При первом после ремонта пуске мотора со стороны привода будет слышен шум цепи, но через несколько секунд — когда заполнится рабочая полость натяжителя и плунжер встанет в рабочее положение — он должен пропасть. Если же шум не исчезает, то монтаж детали произведен неверно или присутствуют другие неисправности. При правильном подборе и замене гидронатяжителя цепь будет всегда иметь оптимальный натяг, а ГРМ мотора будет уверенно работать на всех режимах.
Как натянуть цепь на газели
Сообщение saska769 » 12 май 2010, 19:14
Сообщения: 2264 Зарегистрирован: 21 июн 2007, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2004 Авто: camry & xvz1300 :
Рейтинг: 4 988 |
Репутация: +12 |
Благодарил (а): 12 раз Поблагодарили: 30 раз
Сообщение KEKC_ANTON » 12 май 2010, 19:31
Сообщения: 5 Зарегистрирован: 26 апр 2010, 00:00 Стаж: 2003
Рейтинг: 5 |
Репутация: 0 |
Сообщение saska769 » 12 май 2010, 19:41
Сообщения: 883 Зарегистрирован: 21 мар 2007, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2005 Авто: GAZ3110 :
Рейтинг: 892 |
Репутация: 0 |
Сообщение varvar » 12 май 2010, 19:48
Сообщения: 5 Зарегистрирован: 26 апр 2010, 00:00 Стаж: 2003
Рейтинг: 5 |
Репутация: 0 |
Сообщение saska769 » 12 май 2010, 19:56
Сообщения: 2264 Зарегистрирован: 21 июн 2007, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2004 Авто: camry & xvz1300 :
Рейтинг: 4 988 |
Репутация: +12 |
Благодарил (а): 12 раз Поблагодарили: 30 раз
Сообщение KEKC_ANTON » 12 май 2010, 20:32
Сообщения: 883 Зарегистрирован: 21 мар 2007, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2005 Авто: GAZ3110 :
Рейтинг: 892 |
Репутация: 0 |
Сообщение varvar » 13 май 2010, 12:50
Как натянуть цепь на газели
Vital490 » 15 авг 2011 10:19
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
МИША » 15 авг 2011 10:26
С невломенной уважухой.
Михаил.
Опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию.
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Vital490 » 15 авг 2011 10:35
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
МИША » 15 авг 2011 10:43
С невломенной уважухой.
Михаил.
Опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию.
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Vital490 » 15 авг 2011 10:49
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Maxi-M » 15 авг 2011 12:59
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
fil м848кв-52 » 15 авг 2011 13:06
Волга – это маленькая квартира
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Maxi-M » 15 авг 2011 15:19
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
fil м848кв-52 » 15 авг 2011 15:32
Волга – это маленькая квартира
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
hoopoe » 15 авг 2011 16:22
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Серый » 15 авг 2011 16:44
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
Макс » 15 авг 2011 18:58
Re: Помогите, опускаются руки гремят цепи грм 406
Maxi-M » 15 авг 2011 21:44
Re: Помогите опускаются руки гремят цепи грм 406
fil м848кв-52 » 16 авг 2011 07:09
Волга – это маленькая квартира
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
studebekker » 19 авг 2011 14:06
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
serg6033 » 03 окт 2011 11:50
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
AngRUS » 06 окт 2011 21:07
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
serg6033 » 06 окт 2011 21:16
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
Е111УУ » 11 окт 2011 11:39
А я вот с этим ГРМ уже замучился. Короче дело было так, на 120 тыс. км у меня “забрякала” цепь. Поехал к спецам в этом деле. Поменяли они мне все там, проехал я где-то 5 тыс. км, а может быть даже и меньше, опять появился неприятным звук цепи в моторе. Приезжаю к ним (спецам этим), говорю так и так, цепь меняли, а она опять вон. а в ответ слышу, а что ты хотел, запчасти такие. Проездил я так год, но невыносимо, поехал уже в другой сервис (бывший официальный дилер ГАЗ), думаю там нормально сделают.
Значит так, говорит он мне, едь покупай комплект ГРМ “БОН”, ну я все так и сделал. Звонят, якобы все сделали, забирай машину. Ну и что, прихожу, пускаю двигатель и слышу тоже самое (хотя на порядок тише, но звон маленький есть). Задаю вопрос, а почему так? В ответ слышу, ошеломляющую меня, новость, якобы у меня там, что-то с распредвалами (в лучшем случае), вроде как погнуты, а может даже и с ГБЦ (что-то такое, могу и ошибаться , если честно в этом деле не силен). Может быть такое или нет?
Вот, проехал около 5-10 тыс. км, звон опять стал увеличиваться. Что делать даже не знаю? Может дело все-таки в гидронатяжителе? Опять же, почему звон увеличивается, если гидронатяжитель это был, то звук не менялся бы. Я так думаю.
Re: Помогите, опускаются руки, гремят цепи грм 406
Тень админа » 11 окт 2011 14:02
Цепь ГРМ ЗМЗ-405
Многие автомобили, производимые на ОАО «Заволжский моторный завод», снабжаются 4-х цилиндровым двигателем ЗМЗ-405. Передача вращающего момента осуществляется цепной передачей. Показаниями к замене цепи ГРМ является её растяжение либо «пробег» двигателя более 200-250 тыс. км.
ЗМЗ-405 – надежный, хорошо себя зарекомендовавший двигатель. Важно внимательно следить за его состоянием. Особенно при большом пробеге. Обрыв цепи грозит серьезными неприятностями – потребуется капитальный ремонт. Стоимость его может составить несколько десятков тысяч рублей. Приобретать детали на замену стоит в хорошо зарекомендовавших себя магазинах.
Перед владельцем всегда стоит выбор:
Каждый вариант имеет свои преимущества, недостатки. Аналог, как правило, на порядок дешевле.
Оригинал
Оригинальные детали «ходят» на порядок дольше аналогов. Основная причина – высокий контроль качества. Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, под большими нагрузками – желательно делать выбор в пользу более качественных деталей. Стоимость оригинальной цепи на порядок выше, чем аналога.
Наименование | Артикул | Цена |
---|---|---|
Цепь ГРМ двурядная | 040900100011800 | 6 200 рублей |
Аналоги
В продаже встречаются аналоги от различных производителей – отечественных и китайских. Возможно приобрести как отдельно цепь под замену, так и целиком комплект. Цена зависит от происхождения деталей, места приобретения. Желательно отдавать предпочтение хорошо себя зарекомендовавшим автомагазинам.
Наименование | Артикул | Цена |
---|---|---|
Olmi | 406.1006040-20 | От 1 300 рублей |
Miles | 040900100011801 | От 1 150 рублей |
Ditton | 509105011801 | От 1 117 |
Как отличить подделку
Полная стоимость комплекта цепи и всех остальных деталей, требуемых для осуществления замены, может достигать 7 тыс. рублей. В продаже нередко встречаются комплекты-подделки. Стоит внимательно и заранее ознакомиться со всеми признаками такой продукции. Стоит отказаться от приобретения если:
- отсутствует голограмма;
- наименование на коробке плохо читается;
- упаковка выполнена некачественно;
- принт плохо читается.
Важно внимательно осмотреть и саму деталь.
Замена цепи ГРМ на двигателе ЗМЗ-405
Своими руками правильно установить новую цепь ГРМ не составит большого труда. Важно помнить о некоторых важных моментах:
- требуется заранее подготовить не только цепь и ролики, но и ряд других расходных материалов;
- необходимо правильно выставить фазы газораспределения.
Все работы необходимо выполнять аккуратно.
Что необходимо для замены
Замена цепи – процесс сложный, требующий предварительной подготовки. Необходимо заранее приобрести следующий перечень:
- масло для двигателя;
- масляный фильтр;
- прокладка (из пробки);
- высокотемпературный герметик (желательно ABRA серого цвета с маркировкой 999);
- керосин и щетка по металлу – для помывки двигателя.
После замены цепи необходимо залить свежее масло (с ним меняется и фильтр). Клапанная крышка имеет «привычку» постоянно течь. Потому желательно заранее приобрести её, заменить вместе с цепью. Пробковая – оптимальный вариант. Благодаря высокой естественной адгезии, эластичности создается высокая герметичность.
Из ключей потребуется: набор головок и рожковых, усиленный на 36, шестигранник на 6. Не менее важный момент – много ветоши. Большинство двигателей выдавливает масло через сальники, а также клапанную крышку. Хорошее решение – приобретать сразу комплект деталей для замены цепи ГРМ. Он идентичен для двигателей с маркировкой 405, 406, 409.
В такой комплект, как правило, входят следующие основные компоненты:
- пара обычных натяжителя и два их гидравлических аналога ;
- приводные цепи – 2 шт. (для ЗМЗ-405 – 72 и 92 звена);
- 3 успокоителя;
- верхняя, нижняя прокладки крышки;
- прокладки помпы;
- 2 шумоизоляционные прокладки;
- 3 звездочки для валов (промежуточный, коленчатый, распред.).
Не лишним будет приобрести ведомую звездочку.
Пошаговый процесс замены цепей и остальных компонентов газораспределительного механизма
Процедура включает в себя следующие основные этапы:
- сливается масло из двигателя, тосол (антифриз);
- демонтируется брызговик, ремень;
- отсоединяется радиатор двигателя, вентилятор;
- снимается генератор;
- отсоединяется шкив коленчатого вала;
- демонтируется крышка блока.
Перечисленные выше действия – это подготовительные тапы непосредственно к снятию цепи. Понадобится разобрать привод газораспределительного механизма, снять головку блока цилиндров:
- отворачиваем 4 болта крепления усилителя головкой на 14;
- аккуратно снимается сам усилитель;
- отворачивается четыре гайки;
- выкручивается одиннадцать болтов крепления поддона;
- поддон снимается со шпилек – можно положить его просто на балку.
- снимается гидронатяжитель нижней цепи, при помощи шестигранница «на 6» отворачивается 7 винтов крепления крышки блока цинлиндров;
- поддеваем отверткой крышку, снимаем цепь;
- при помощи шестигранника «на 6» ось башмака гидронатяжителя выворачивается;
- аккуратно снимается цепь со звездочки промежуточного вала;
- шестигранником «на 6» выворачивается ось башмака нижнего гидронатяжителя, башмак снимается;
- отгибаются края стопорной пластины, далее отворачивается пара болтов ключом «на 12»;
- далее звездочка вместе с нижней осью вынимается из своего посадочного места;
Последний этап снятия старой цепи – при помощи шестигранника «на 6» отворачивается пара винтов, снимается успокоитель нижней цепи. Сборка должна выполняться в строго обратной последовательности. Необходимо правильно совместить метки ГРМ. Необходимо заранее сфотографировать рисунок. Либо внимательно изучить видео по сборке-разборке.
Процесс замены цепи может занимать различное количество времени. Все зависит от квалификации мастера, состоянии мотора. Желательно заранее подготовить все необходимое – это существенно ускорит процесс