Система питания газобаллонного автомобиля
Техническое обслуживание системы питания газобаллонного автомобиля
ЕТО. Перед выездом проверить внешним осмотром крепление газового баллона к кронштейнам, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений всей газовой системы. Проверить легкость пуска и работу двигателя на газе, на холостом ходу и при различной частоте вращения коленчатого вала. После возвращения в гараж проверить герметичность аппаратуры газового баллона и расходных вентилей. Очистить арматуру баллона и агрегаты газового оборудования от пыли и грязи, слить отстой из газового редуктора, а в зимнее время слить воду из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения водой).
ТО-1. Проверить внешним осмотром состояние и крепление агрегатов газового оборудования и газопроводов, наружную герметичность магистрального вентиля, работу предохранительного клапана газового баллона, герметичность трубопроводов системы питания двигателя при работе его на бензине, состояние и крепление агрегатов системы питания двигателя бензином. Слить отстой из газового редуктора, смазать резьбу штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей. Снять, очистить и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора. После ТО-1 проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, пуск и работу двигателя на газе.
ТО-2. Снять редуктор с двигателя, проверить его герметичность и при необходимости отрегулировать давление газа в первой и второй ступенях, проверить ход штока, давление газа и герметичность клапана второй ступени редуктора, действие предохранительного клапана газового баллона, состояние и работу приводоввоздушной и дроссельной заслонок смесителя. Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения зажигания при работе двигателя на газе, состояние и крепление баллона к кронштейнам, а кронштейнов к лонжеронам рамы, состояние и крепление агрегатов газового оборудования и газопроводов, работу датчиков уровня сжиженного газа, состояние агрегатов системы питания бензином, крепление карбюратора к впускному патрубку и впускного патрубка к смесителю.
Снять испаритель, промыть, проверить герметичность газовой и жидкостной полостей и установить испаритель на место. Снять, очистить и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора. Смазать резьбы магистрального, наполнительного и расходных вентилей. Слить отстой из газового редуктора. Снять и промыть воздушный фильтр смесителя, заменив в нем масло. После ТО-2 проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, работу двигателя на газе и на бензине на всех режимах, отрегулировать холостой ход на минимальную частоту вращения коленчатого вала и минимальное содержание СО в отработавших газах.
СО. Перед проведением сезонного обслуживания при подготовке к зимней эксплуатации газ из баллона должен быть слит, сняты редуктор, смеситель и фильтрующий элемент магистрального газового фильтра. Все агрегаты разобрать, очистить (промыть), отрегулировать и при необходимости заменить негодные детали. Снять и проверить на стенде магистральный вентиль, проверить герметичность всей системы, снять крышки наполнительного, расходных вентилей и вентиля магистрального наполнения (не вывертывая корпусов из газового баллона) й проверить состояние их деталей. Негодные детали заменить. Продуть газопроводы сжатым воздухом, проверить работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя и давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона.
Один раз в два года в присутствии инспектора Госгортехнадзора провести освидетельствование газового баллона, при необходимости окрасить газовый баллон и его арматуру. При подготовке к зимней эксплуатации снять карбюратор и бензонасос, разобрать, очистить и проверить на соответствующих стендах.
Проверить исправность привода управления карбюратором, работу топливного насоса, состояние и крепление бензинового бака, промыть бензобак, продутьтопливопроводы сжатым воздухом.
Контрольные вопросы:
1.Для чего предназначена газобаллонная установка, используемая на автомобилях?
2.Из каких приборов состоитгазобаллонная установка?
3.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ЕТО?
4.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ТО-1?
5.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ТО-2?
6.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при СО?
Варианты тематического оценивания по теме 5 (главе 5)
1.Что собой представляют горючая и рабочая смеси и где они образуются?
2.Назовите системы карбюратора.
3.Для чего предназначен топливный насос и как он устроен?
4.Назовите основные работы проводимые при СО системы питания.
5.Обьясните причины дымного выпуска отработавших газов и работы дизеля «в разнос».
1.Для чего предназначена система питания бензинового двигателя?
2.Расскажите как регулируется уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
3.Для чего предназначен топливный бак и как он устроен?
4.Изкаких приборов состоитсистема питаниядизельного двигателя?
5.Назовите основные работы поТО системы питаниядизеля при ЕО и ТО-1.
1.Из каких приборов состоит система питаниябензинового двигателя?
2.Расскажите устройство и принцип работы системы пуска карбюратора.
3.Для чего предназначены топливные фильтры грубой и тонкой очистки топлива и как они устроены?
4.Для чегопредназначен топливный насос низкого давления и как он устроен?
5.Назовите основные работы поТО системы питаниядизеля при ТО-2 и СО.
1.Что такое детонация двигателя и при каких условияхона возникает?
2.Расскажите устройство и принцип работы главной дозирующей системы.
3.Назовите основные неисправности системы питания и их признаки.
4.Для чегопредназначен топливный насос высокого давления и как он устроен?
5.Из каких приборов состоит автомобильная газобаллонная установка?
1.Какие режимы работыдвигателя Вы знаете?
2.Расскажите устройство и принцип работы экономайзера.
3.Назовите причины, вызывающие приготовление «богатой» горючей смеси.
4.Для чегопредназначенафорсунка и как она устроена?
5.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ЕО?
1.Расскажите устройство и принцип работы простейшего карбюратора.
2. Расскажите устройство и принцип работы ускорительного насоса.
3.Назовите причины, вызывающие приготовление «бедной» горючей смеси.
4.Назовите основные неисправностисистемы питания дизеля.
5.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ТО-1?
1.Длячего предназначен современный карбюратор и как он устроен?
2.Длячего предназначен воздушный фильтр и как он устроен?
3.Назовите основные работы проводимые при ЕО и ТО-1 системы питания.
4.Обьясните причины затрудненного пуска дизеля и перебоев в его работе.
5.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при ТО-2?
1.Какие режимы работы двигателя обеспечивает карбюратор?
2.Расскажите устройство и принцип работы системы холостого хода.
3.Назовите основные работы проводимые при ТО-2 системы питания.
4.Обьясните причины снижения мощности дизеля.
5.Какие работы выполняются с газобаллонной установкой при СО?
Система питания газобаллонного автомобиля
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОБАЛЛОННОГО АВТОМОБИЛЯ
В качестве топлива для газобаллонных автомобилей применяются сжатые и сжиженные горючие газы, имеющие достаточно высокую теплотворность и высокое октановое число.
Газовоздушная горючая смесь сгорает более полно, в результате чего отработавшие газы содержат меньше вредных примесей и меньше засоряется окружающая среда. Наибольшее распространение в качестве топлива для газобаллонных автомобилей получили сжиженные газы — главным образом бутано-пропановые смеси. Такие смеси получают на нефтеперерабатывающих заводах в качестве побочного продукта.
В среде окружающего воздуха бутано-пропановая смесь находится в парообразном состоянии. При сравнительно небольшом повышении давления <до 16 кгс/см2) и обычной температуре бутано-пропановая смесь переходит в жидкое состояние и в таком виде хранится в стальных баллонах.
При работе двигателя на сжиженном газе помимо уменьшения вредных примесей в отработавших газах уменьшается разжижение смазки, нагарообразование и износ деталей при пуске холодного двигателя.
К недостаткам газобаллонных автомобилей следует отнести уменьшенную грузоподъемность (за счет массы газобаллонной установки), а также повышение “пожароопасности и усложнение системы питания.
2. Газобаллонная установка
Газобаллонная установка для сжиженных газов (рис. 56) состоит из баллона с арматурой, вентилей, испарителя, редуктора и карбюратора-смесителя.
Газ из баллона по трубкам через вентили, испаритель и фильтр поступает к редуктору, снижающему его давление до рабочего, и далее в карбюратор-смеситель. Газовоздушная смесь из карбюратора-смесителя поступает в цилиндры двигателя.
Баллон Для сжиженного газа делают сварным из листовой стали, на нем устанавливаются расходные вентили для пара и жидкого газа, указатель уровня жидкого газа, предохранительный клапан, наполнительный вентиль и вентиль для контроля заполнения баллона жидким газом. Баллон заполняется жидким газом на 90% объема с тем, чтобы над поверхностью жидкого газа была паровая подушка.
Вентили имеют одинаковое устройство и отличаются друг от друга только количеством и расположением штуцеров, к которым присоединяются трубки.
Вентиль состоит из корпуса, клапана, диафрагмы, зажимной и упорной гаек, штока с резьбой и маховичка. Диафрагма изолирует привод клапана от полости, где он помещен; в противном случае при открытом клапане газ сможет проникнуть наружу через неплотно прилегающую резьбу штока.
Испаритель служит для испарения жидкого газа и располагается из выпускном трубопроводе или глушителе.
Рис. 56. Схема газобаллонной установки для сжиженного газа
Редуктор (рис. 57) понижает давление сжиженного газа до рабочего и препятствует поступлению газа к смесителю при неработающем двигателе. Двухступенчатые редукторы мембранно-рычажного типа имеют две камеры. В первой давление газа снижается до 2,5-»—3,0 кгс/см8, во второй оно несколько выше атмосферного (на 10— 12 мм водяного столба). Камеры сообщаются между собой отверстием с клапаном. В камере первой ступени имеется резинотканевая диафрагма, пружина, коленчатый рычаг» клапан, штуцер с фильтром, предохранительный клапан, крышка и регулировочная гайка. Камера второй ступени подобна по устройству камере первой ступени, но у нее отсутствует штуцер с фильтром и предохранительный клапан,
А дополнительно установлены вакуумный разгружатель, дозирующее устройство и обратный клапан.
При закрытом магистральном вентиле газ к редуктору не поступает, пружина камеры первой ступени давит на диафрагму и прогибает ее внутрь (рис. 57, а). Прогнутая диафрагма заставляет коленчатый рычаг держать клапан первой ступени открытым. В камере второй ступени пружина отводит диафрагму вверх и клапан закрыт. Пружина вакуумного разгружателя при неработающем двигателе отжимает мембрану второй ступени вверх, помогая ей удерживать клапан закрытым.
При открытом магистральном вентиле газ через фильтр поступает в камеру первой ступени. Как только давление в камере достигнет 2,5—3 кгс/см2, мембрана под действием давления газа, преодолевая сопротивление пружины, переместится вниз и при помощи коленчатого рычага закроет клапан. Поступление газа в камеру первой ступени прекратится. В камеру второй ступени газ поступать не будет, так как мембрана и вакуумный разгружатель удерживает клапан второй ступени закрытым.
В момент пуска и во время работы двигателя разрежение во впускном трубопроводе передается по трубке в полость вакуумного разгружателя (рис. 57, б). Его мембрана прогибается вниз, сжимает коническую пружину и освобождает мембрану второй ступени. Упругости пружины диафрагмы второй ступени недостаточно для удержания клапана в закрытом положении и он открывается под действием разрежения пуска и давления газа, поступающего из камеры первой ступени.
Рис. 57. Схема работы двухступенчатого редуктора:
А — при закрытом магистральном вентиле; б — во время работы двигателя под нагрузкой; в — во время работы двигателя на холостом ходу
При малой частоте вращения коленчатого вала холостого хода (рис. 57, в) газ по отдельной трубке холостого хода поступает за дроссельную заслонку карбюратора-смесителя; обратный клапан редуктора при этом закрыт. На средних и больших нагрузках через дозатор и обратный клапан по резиновому шлангу большого диаметра газ поступает к форсунке карбюратора-смесителя.
Дозирующее устройство устанавливает для каждого вида газа в зависимости от его теплотворности необходимое соотношение между газом и воздухом.
Конический винтовой дозатор состоит из корпуса с фланцем, конуса, маховичка и патрубка. Отвертывая или завертывая маховичок, можно точно регулировать положение корпуса относительно его гнезда и, следовательно, проходимое сечение для газа. Винтовой дозатор служит также для отключения редуктора от двигателя при рабе те из бензине, что позволяет не снимать шлангов и ускоряет перевод работы двигателя с бензина на газ и обратно. Обратный клапан препятствует проникновению воздуха в камеру второй ступени при работе двигателя и а холостом ходу.
Карбюратор-смеситель (см. рис. 56) служит для приготовления газовоздушной смеси в газобаллонных автомобилях. В стандартные карбюраторы внесены изменения, дающие возможность установить в смесительную камеру форсунку, а за дроссельные заслонки подвести трубку для подачи газа при работе двигателя на холостом ходу.
Переоборудование карбюратора не исключает возможности работы двигателя на бензине. На автомобилях, предназначенных для работы на газе, вместо карбюратора устанавливается смеситель.
Система питания двигателя от газобалонной установки.
Топливо для газобалонных автомобилей. Сравнительная характеристика газового топлива. Преимущества и недостатки газового топлива по сравнению с бензином.
Топливом для газобалонных автомобилей являются сжатые и сжиженные газы. Сжиженный газ – газ, превращающийся в жидкость при нормальной температуре и давлении до 1,6 МПа. Сжатый газ – такие газы, которые сохраняют газообразное состояние при обычных температурах и давлении до 20 МПа.
Сжиженный газ – смесь пропана и бутана с примесями других газов. Основными производителями сжиженного газа являются: газолиновые заводы, вырабатывающие бензин из нефтяных газов (выход газа 50% от производства бензина); крекинг заводы (газ получается в качестве заборного продукта до 3%); заводы, вырабатывающие бензин из каменного угля (выход газа 10-15%). Сжиженный газ не должен содержать механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей, и смолистых веществ.
Сжатые газы делят на природные, нефтяные и биологические. Природные добывают из буровых газовых скважин; нефтяные газы получают в качестве пабочного продукта при добыче, транспортировке, переработке нефти.
Сжиженный газ. Преимущества.
Значительное более низкое рабочее давление; позволяет применять более лёгкие и дешёвые газопроводы баллоны; более простая транспортировка автомобильным и ж/д транспортом; более дешевые и простые газозаправочные устройства; больший запас хода.
Сжатый газ. Преимущества.
Меньшая стоимость; наличие развитой сети газопроводов; позволяет сохранять доставку жидкого топлива в эти регионы.
Сравнение газового топлива с бензином.
Газ – лучшее смесеобразование; уменьшение нагарообразования в цилиндрах и отсутствие разжижения моторного масла; меньшая ядовитость отработавших газов; высокие антидитанационные свойства (позволяет повысить степень сжатия и мощность двигателя).
Усложнение, удорожание и утяжеление топливной аппаратуры; снижение мощности двигателя при переводе с бензина на газ 15-20% без переделок; затруднительный холодный пуск.
Назначение, устройство и работа системы питания на сжатом газе.
Газобаллонная установка грузового автомобиля для сжатого газа включает в себя: восемь газовых баллонов, соединенных трубками; двухступенчатый газовый редуктор высокого давления; электромагнитный клапан с газовым фильтром; газопроводы; манометры высокого и низкого давления; подогреватель газа; газовые вентили — наполнительный, баллонный и магистральный; карбюратор-смеситель, приборы резервного топлива.
Газ из балона при открытом запорном вентиле поступает в распределительную креставину и через расходный вентиль по трубопроводу поступает в рдуктор высокого давления, где происходит снижение давления газа до 0,9-1,2 МПа. Газ проходит электромагнитный клапан с встроенным в него газовым фильтром, в котором происходит очищение газа от механических примесей и автоматическое отключение газовой магистрали в аварийной ситуации. После этого по трубопроводу газ поступает в редуктор низкого давления, где происходят вторичные понижения давления газа до давления близкого к атмосферному. За счёт разряжения, создаваемого цилиндрами двигателя, газ поступает в карбюратор-смеситель, где происходит процесс смесеобразования, и в дальнейшем газовоздушная смесь поступает по впускному тракту в цилиндры двигателя в соответствии с его порядком работы. Для работы на резервном топливе (бензине) автомобиль имеет топливный бак, фильтр-отстойник, топливный насос, топливопроводы.
Назначение, устройство и работа системы питания на сжиженном газе.
Газобаллонная установка, работающая на сжиженном газе , состоит из газовых баллонов, испарителя газа, двухступенчатого газового редуктора, манометров высокого и низкого давления, электромагнитного клапана с газовым фильтром, карбюратора-смесителя, приборов резервного топлива. Газовый баллон снабжен контрольным вентилем уровня жидкости, предохранительным клапаном, указателем уровня жидкости, вентилем расхода газа.
Газ из баллона, который может быть заполнен жидким газом на 85% (на баллоне установлена наполнительно-расходная арматура, включающая наполнительный вентиль, через который происходит заправка, расходный вентиль, через который осуществляется отбор газа в систему и вентиляционные шланги, отводящие газ от автомобиля при наличии утечки), по трубопроводу поступает в газовый клапан-фильтр, а от него в двухступенчатый редуктор-испаритель, где происходит снижение давления газа до атмосферного и его испарение. К редуктору-испарителю от рубашки охлаждения двигателя по шлангам подводится горячая охлаждающая жидкость, позволяющая подогревать газ для перевода его в паровую фазу и не позволяет ему замерзать при низких температурах. Испарённый газ за счёт разряжения, создаваемого в цилиндрах двигателя, поступает в карбюратор-смеситель и оттуда по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя. Для перехода с одного вида топлива на другой служит переключатель, расположенный на панели приборов и управляющий электромагнитным клапаном переключения видов топлива.
Назначение, устройство и работа системы электронного впрыска газа.
1 — газовый клапан 2 — испаритель / регулятор давления СНГ 3 — температурный датчик 4 — питание от силовой цепи зажигания 5 — заземление на корпус автомобиля 6 — газовый фильтр 5-7 мкм 7 — газовый инжектор 8 — бензиновая форсунка 9 — кабель эмулятора бензиновых форсунок 10 — подающая трубка 11 — переключатель вида топлива с индикатором 12 — электронный блок управления 13 — впускной воздушный коллектор двигателя 14 — двигатель автомобиля
Газ из балона, пройдя наполнительно-расходную арматуру поступает в редукторный испаритель. В редукторе происходит снижение давления до близкого к атмосферному и испарения газа. Редуктор управляется в зависимости от разряжения во впускном трубопроводе и сигналов блока управления, далее газ поступает к дозатору-распределителю с шаговым электродвигателем. Дозирование и подача газа происходит по соответствующим трубопроводам к форсункам, которые распыляют его в пространство около впускных клапанов.
Техническое обслуживание системы питания двигателей с газобаллонными установками
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ГАЗОБАЛЛОННЫМИ УСТАНОВКАМИ
Основные неисправности газобаллонных установок их признаки и способы устранения
При работе двигателя на газе в системе питания могут возникнуть неисправности, которые вызывают затрудненный пуск двигателя, неустойчивую работу на холостом ходу, неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузочным режимам, снижение мощности двигателя. Ниже рассмотрены признаки и способы устранения этих неисправностей.
Негерметичность – Наиболее часто эта неисправность встречается в подвижных запорных соединениях (клапан — седло) у расходных и магистрального вентилей, а также в клапанах первой и второй ступеней редуктора.
Причиной нарушения герметичности соединений типа клапан — седло является попадание механических примесей (окалина, стружка, кристаллы сернистых соединений и др.) на их запирающие поверхности, а также повреждение уплотнителя клапана. Внешняя негерметичность представляет собой неплотность газового оборудования, вызывающего утечку газа в окружающее пространство. Неплотность топливной аппаратуры, арматуры и топливопроводов ведет к утечкам газа в зонах технического обслуживания и стоянки газобаллонных автомобилей и может создать опасную концентрацию газа, превышающую санитарные нормы и требования пожаро – и взрывобезопасности.
По характеру работы все соединения газовой установки автомобиля могут быть разделены на соединения, работающие под высоким (1,6 МПа) и низким (0,2 МПа) давлениях. Соединения, работающие под высоким давлением, в свою очередь, подразделяются на работающие под давлением жидкой или паровой фазы газа.
Способы устранения утечек газа зависят от конструкции соединений и характера неисправностей. В ниппельном соединении утечку устраняют дополнительной затяжкой гайки.
Во фланцевых и резьбовых соединениях, где герметичность обеспечивается прокладками, при возникновении утечек дополнительно подтягивают соединение или заменяют прокладку. Заделки в шлангах высокого давления являются неразборным соединением и при появлении утечки газа в них шланг полностью заменяют.
Затрудненный пуск двигателя происходит при переобогащении или переобеднении горючей смеси. Причинами переобогащения горючей смеси являются негерметичность клапанов первой и второй ступеней редуктора и неплотность обратного клапана смесителя. Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в систему холостого хода и засорением или сужением проходного сечения канала системы холостого хода.
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана неправильной регулировкой подачи газа в систему холостого хода. Для устранения неустойчивой работы двигателя регулируют систему холостого хода или устраняют неплотности.
Неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузочным режимам работы двигателя («провалы») появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя в результате обеднения горючей смеси ввиду запаздывания включения основной системы подачи газа. Не только к «провалам», но и к остановке двигателя может привести негерметичность разгрузочного устройства, вследствие чего уменьшается или прекращается подача газа из редуктора смеситель.
Для устранения «провалов» в работе двигателя на переходны: режимах регулируют систему холостого хода, протирают обратный клапан, удаляя загрязнения, сливают конденсат из редукторе устраняют негерметичность разгрузочного устройства. Указанны работы выполняют при необходимости в полном объеме или от дельно каждую.
Снижение мощности двигателя происходит в основном вслед ствие обеднения горючей смеси. К причинам, которые могут вы звать снижение мощности, относятся сужение проходных каналов для газа, засорение газовых фильтров и газовых каналов испарителя, недостаточное открытие клапанов первой и второй ступеней редуктора и экономайзерного устройства, а также уменьшение проходного сечения газовой магистрали, расходных и магистрального вентилей.
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания
Для газового оборудования газобаллонных автомобилей предусмотрены ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания. Выполнение работ по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания проводится в сроки, установленные для ТО-1 и ТО-2 автомобиля. При этом проведение работ ТО-2 совмещают с очередным ТО-1, а сезонное обслуживание — с ТО-2.
Ежедневное техническое обслуживание выполняют перед выездом автомобиля на линию и после возвращения его в гараж. Перед выездом проводят контрольные работы. Внешним осмотром проверяют техническое состояние газового баллона, деталей крепления газового оборудования, герметичность соединений всей газовой магистрали и показания контрольно-измерительных приборов (манометр, показывающий давление газа в редукторе, указатель уровня газа в баллоне).
Первое техническое обслуживание газовой системы питания включает в себя контрольно-диагностические и крепежные работы, которые выполняют при ЕО, а также смазочно-очистительные работы, к которым относятся очистка фильтрующих элементов газовых фильтров и смазка резьбовых штоков магистрального наполнительного и расходных вентилей.
При втором техническом обслуживании проверяют состояние и крепление газового баллона к кронштейнам, кронштейнов к лонжеронам рамы, карбюратора к впускному патрубку и впускного патрубка к смесителю. В объем контрольно-диагностических и регулировочных работ входят проверка и установка угла опережения зажигания при работе двигателя на газе, проверка и регулировка газового редуктора, смесителя газа и испарителя.
Сезонное обслуживание газового оборудования по периодичности разделяется на три вида. К первому относятся работы, которые подлежат выполнению через 6 мес, ко второму — работы, проводимые один раз в год, к третьему — работы, выполняемые один раз в два года.
Через 6 мес проверяют срабатывание предохранительного клапана газового баллона, продувают газопроводы сжатым воздухом и проверяют работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
К работам, проводимым один раз в год, относится ревизия газовой аппаратуры, магистрального вентиля, манометра и арматуры баллона. Для этого газовый редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль демонтируют с автомобиля, разбирают, очищают, промывают, регулируют и при необходимости заменяют негодные детали.
Перед проведением ревизии газовой арматуры баллон полностью освобождают от газа. После этого снимают крышки наполнительного и расходных вентилей, вентиля максимального наполнения (не вывертывая корпусов из газового баллона) и проверяют состояние их деталей. Предохранительный клапан также снимают с баллона, регулируют на стенде и пломбируют.
Работы, проводимые раз в год, выполняют при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации.
К специальной операции, выполняемой один раз в два года, относится освидетельствование газового баллона. При освидетельствовании проводятся гидравлические испытания, во время которых определяют прочность баллона. Во время пневматических испытаний определяют герметичность соединений баллона с арматурой. После испытаний газовый баллон окрашивают и наносят клеймо со сроком следующего освидетельствования.
При техническом обслуживании системы питания газобаллонных автомобилей кроме работ по газовому оборудованию выполняют работы и по резервной (бензиновой) системе питания. Периодичность и характер этих работ принципиально не отличаются от работ, выполняемых по системе питания автомобилей с карбюраторными двигателями, которые рассмотрены ранее.
Рис. 2. Первая ступень редуктора в сборе и ее детали в разобранном виде:1 — седло клапана,2 — фильтр,3 — регулировочный винт;4,13 — контргайки,5 —рычажок,6 — шток,7 — клапан в сборе,8 — мембрана в сборе,9 — прокладка,10 — ось рычажка, 11 — крышка, 12 — пружина,14 — седло пружины (регулировочный болт)
Рис. 3. Детали второй ступени ” редуктора:
1 — колпак, 2 —шайба, 3 — пружина, 4, 11 — контргайки, 5 — седло пружины 6 — крышка, 7 — шплинт, 8 — мембрана в сборе, 9 — ось рычажка, 10 — прокладка, 12 — рычажок, 13 — регулировочный винт, 14 — клапан, 15 — вставка клапана, 16 — седло клапана
Рис. 5. Инструмент для-регулировки клапана второй ступени редуктора:
1 — отвертка, 2 — специальный торцовый ключ
Проверка герметичности системы питания
Одной из самых ответственных операций, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, является проверка внешней и внутренней герметичности системы питания. Наиболее распространенным методом проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давлением является обмазывание соединений пенообразующим раствором (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного корня). При отрицательных температурах добавляется соль — хлористый натрий NaCl или хлористый кальций СаС12.
При обслуживании газобаллонного автомобиля в производственном помещении герметичность газовой системы проверяют сжатым негорючим и нетоксичным газом под давлением 1,6 МПа (воздух, азот или углекислый газ). Сжатые газы используют из баллонов – высокого давления, а сжатый воздух можно подавать от компрессора, обеспечивающего необходимое давление. Проверку проводят при закрытых расходных вентилях газового баллона автомобиля и при отсутствии газа в системе.
Рис. 6. Схема установки для проверки герметичности системы питания газобаллонного автомобиля: 1 — баллон со сжатым инертным газом. 2 — вентиль баллона, 3 — редуктор, 4 — вентиль установки, 5 — образцовый манометр, 6 — штуцер, 7 — баллон для сжиженного газа